ГЛОНАСС получил единого оператора

04 сентября 2014, 23:28 5520

ГлонассОбъединённая ракетно-космическая корпорация (ОРКК), «Российские космические системы» и «Информационные спутниковые системы им. Решетнева» выступят учредителями новой объединённой компании, призванной стать единым оператором российской навигационной системы ГЛОНАСС. Новая структура будет создана в форме акционерного общества.
Создание специализированных структур по реализации государственной политики в области навигационной деятельности является мировой практикой для стран-создателей собственных навигационных систем. В США эта роль отведена директорату по системе GPS (штат порядка 700 человек), в Евросоюзе функционирует Европейское агентство по глобальным навигационным спутниковым системам (штат порядка 150 человек), в Китае создана национальная канцелярия по спутниковой навигации.

Работа нового руководителя заслуживает высочайшей оценки

Возглавит создаваемую структуру, предположительно, Анатолий Шилов – бывший заместитель руководителя Роскосмоса, освобождённый вчера от должности по достижению предельного возраста. «Известия» приводят комментарий анонимного высокопоставленного представителя Роскосмоса относительно назначения: «Анатолий Евгеньевич курировал вопросы, связанные с ГЛОНАСС в Роскосмосе, его опыт и квалификация в этом вопросе заслуживают высочайшей оценки. Новая структура создается в соответствии с поручением вице-премьера Дмитрия Рогозина. — Чтобы не увеличивать аппарат чиновников, было принято решение создать полностью государственное акционерное общество».

Как сообщает собеседник «Известий», создание отдельной структуры не будет означать, что государственные органы прекратят исполнение функций госзаказчиков. Создаваемой компании предстоит взять на себя три функции. Первая – обеспечение координации выполнения мероприятий ФЦП ГЛОНАСС. Вторая – выступление в роли системного интегратора составных частей системы ГЛОНАСС, обеспечивающего взаимоувязанное развитие орбитальной группировки, наземного комплекса управления, функциональных дополнений и обеспечивающих систем. Третья функция – предоставление услуг системы ГЛОНАСС потребителям разных категорий. Речь идет как о базовых, бесплатных услугах, так и о платных сервисах, то есть услугах с использованием функциональных дополнений (к примеру, высокоточной навигации). В плане обеспечения сервиса для массового рынка новая компания будет взаимодействовать с ОАО «ГЛОНАСС» – недавно созданной госкомпанией, ориентированной на предоставление услуг автовладельцам с использованием инфраструктуры «ЭРА ГЛОНАСС».

России нужна структура управленияГлонасс

Сам Анатолий Шилов, однако, пока не стал комментировать своё возможное назначение, однако поддержал саму идею создания единого оператора ГЛОНАССа. «Сейчас я не могу комментировать планы ОРКК, ИСС им. Решетнева и РКС по созданию новой компании, до 8 сентября я чиновник, – сообщил «Известиям» Шилов. – Но то, что необходимость формирования подобной структуры назрела, – сто процентов. У китайцев и европейцев по сути еще нет полноценно функционирующих навигационных систем, а органы, их администрирующие, давно созданы. А у нас система есть, но структуры, которая ею управляла бы, всё еще нет».
Впрочем, некоторые СМИ припомнили господину Шилову упоминания в связи со следственными действиями по так называемому «делу ГЛОНАСС» в 2012 году, когда Следственный комитет вызывал чиновника на допрос в рамках расследования хищения средств, выделенных на расширение спутниковой группировки навигационной системы. Анатолий Шилов тогда дважды уклонялся от допроса, заявляя прессе, что ему ничего не известно относительно обстоятельств хищения. 

О том, какие последствия будет иметь создание новой компании, «Деловым Новостям» рассказал Владимир Григорецкий, независимый эксперт по российской космической отрасли.
Потребность в создании единого оператора российской навигационной системы назрела давно. Задача по приведению системы в конкурентоспособное состояние непростая, сделать предстоит ещё очень много: это и дополнение спутниковой группировки, и создание наземных станций. С учётом того, что в российской космической отрасли сейчас нет предприятия, способного в одиночку справиться с задачей такого масштаба, создание объединённой структуры выглядит неизбежным шагом. В России подобное мы могли раньше наблюдать в авиастроительной отрасли, когда в ОАК были объединены ключевые компании. Анатолий Шилов зарекомендовал себя как опытный менеджер и специалист, хорошо знакомый со спецификой отрасли, поэтому его назначение на пост главы создаваемой корпорации я считаю абсолютно оправданным.



Комментарии
{**}