Регионам с низким рейтингом запретят занимать деньги за рубежом

24 января 2014, 09:55 2013

Игорь ШуваловВ планы правительства входит введение запрета на заимствования из-за рубежа денежных средств регионам, которые рискуют не расплатиться самостоятельно. Разрешено брать в долг в заграничных финансовых учреждениях будет лишь тем регионам, которые имеют рейтинг от двух из трех международных агентств (Fitch Ratings, Standard and Poors’s и Moody’s) выше, чем рейтинг Российской Федерации. России присвоен стабильный прогноз и рейтинг BBB, BBB и Baa1 соответственно.Проект предполагаемого ограничения был опубликован на портале раскрытия информации о подготовке проектов нормативных актов, его уже поддержал премьер министр Дмитрий Медведев.

"По тем критериям, которые у нас прописаны в бюджетном законодательстве, если субъект Российской Федерации этим критериям отвечает и собирается выйти на внешние рынки, ему необходимо будет получить у двух международных рейтинговых агентств рейтинг, который должен быть не ниже, чем суверенный рейтинг РФ. В этом случае можно будет выйти на рынок внешних заимствований и получить соответствующий объем денежных средств", – цитирует издание "Взгляд" первого заместителя председателя Правительства Игоря Шувалова.
Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Егора Гайдара Назаров Владимир Станиславович считает меру своевременной. В интервью корреспонденту агентства "Деловые Новости" он упомянул о ныне действующей системе и дал оценку количеству регионов, которые будут затронуты рассматриваемой инициативой: "Сейчас есть значительное ограничение на заимствования за рубежом, оно закреплено в бюджетном кодексе. В данный момент оно касается субъектов, у которых доля дотаций собственных доходов больше пяти процентов. Соответственно, таких регионов у нас не более десяти. Если правительство введет ограничение на заимствования по дополнительному критерию, то там останутся считанные регионы, в данный момент соответствовать будут Москва и Санкт-Петербург. То, насколько данное нововведение оправданно, зависит от способа его оценки. В текущей макроэкономической ситуации данная инициатива скорее целесообразна, поскольку субъектам Российской Федерации сейчас трудно контролировать валютные риски".

Всеобщий дефицит

здание Министерства экономического развития и торговлиВыступая с подобным ограничением, власти пытаются избежать ситуации, которая сложилась в конце 90х годов. Тогда не существовало правил, запрещающих регионам наращивать иностранные долги. В 2000 году валовый долг регионов составил 2,43 миллиарда долларов или около полутора процентов ВВП. Федеральным властям пришлось брать на себя часть обязательств, которые не могли осилить региональные власти, в результате чего в августе 2000 года был введен мораторий на данный вид деятельности. О необходимости разрешить регионам брать деньги в долг за рубежом заговорили в связи с жалобами региональных властей на отсутствие средств на выполнение "майских" указов Президента Владимира Путина. Однако, сделать это без ограничений невозможно, поскольку в этом году все регионы Российской Федерации являются дефицитными, что угрожает вызвать повторение сценария пятнадцатилетней давности.

Проблемы межбюджетных отношений России

дефицит бюджета регионов России Научный руководитель РЭУ им. Плеханова Валентей Сергей Дмитриевич считает, что основной причиной дефицита бюджетов российских регионов является неправильная система межбюджетных отношений: "Проблема более чем серьезная, потому что даже такие продвинутые регионы, как Калужская область, Татарстан и другие набирают долги, причем долги некоторых субъектов сегодня уже приближаются к ста процентам бюджета. Вопрос этот, практически, не исследован. Пока можно высказывать лишь предположения о том, что произошло, это потребует анализа. Система межбюджетных трансфертов, которая существовала до сих пор, себя практически исчерпала. Задача этой системы трансфертов состояла в том, чтобы передавать часть доходов из богатых регионов в дотационные. Эта модель была введена в условиях кризиса. Тогда мы были близки в ряде регионов к ситуации социального взрыва и эту задачу эта модель решила. Но, выполнив эту задачу, она затруднила решение другой– повышения заинтересованности руководства регионов в зарабатывании денег, то есть использовании собственных ресурсов для развития экономики. Ситуация, когда регион все больше зарабатывает и у него все больше забирают, она делает неинтересным сам процесс зарабатывания".



Комментарии
{**}