Ночные звонки неплательщикам прекратят

24 октября 2013, 14:53 3567

Не секрет, что методы коллекторов, которые работают с недобросовестными заемщиками, зачастую бывают достаточно агрессивны. Создается впечатление, что многие поставили себе целью ежеминутно напоминать о себе «клиенту», в том числе названивая ему днем и ночью. Однако ночные звонки скоро окажутся под запретом, а те, кто их производит (сотрудники банков или коллекторских контор) будут штрафоваться.

Деятельность банка, который активно практикует ночные звонки заемщикам, вообще может быть приостановлена. Именно таковы поправки к закону о кредитовании, которые подготовило Минэкономразвития еще весной. Защищая конституционные права граждан, которым гарантируется неприкосновенность, в том числе и частной жизни (статья 23), власти пытаются ограничить агрессивную политику «выколачивания» просроченных кредитов.

Как работают коллекторы и отделы некоторых банков

как бороться с ночными звонкамиВыдача потребительских кредитов, которые стали сравнительно дешевы и доступны, является достаточно рискованным бизнесом. Банки, понимая это, закладывают определенный процент на невозвратные займы. Часть денег получает категория населения, которая либо не собирается добровольно их возвращать, либо не имеет возможности это сделать.

Тогда финансисты подключают соответствующие отделы, занимающиеся возвратами просроченных обязательств, либо передают право требования многочисленным коллекторским агентствам. И начинаются ночные звонки, визиты, забрасывание SMS сообщениями, иногда доходит до прямых угроз.

Дело в том, что обращение в суд, как это практикуется на Западе, перспектив не имеет. Дело, разумеется, будет выиграно, но банкирам от этого ни холодно, ни жарко, ведь свои деньги они все равно не смогут получить – у должников чаще всего их просто нет. А описывать имущество (которого также может не оказаться), реализовывать его – дело хлопотное. Уж лучше ночные звонки, постоянный прессинг и другие меры воздействия. Это шанс, что заемщик добровольно найдет и вернет средства.

Вот и происходит постоянно изобретение новых способов зацепить должника, воздействовать на него психологически, а иногда – и прямыми угрозами. Такие действия, как ночные звонки, угрозы и попытки физического воздействия являются нарушением гражданских прав и свобод россиян. С принятием поправок, разработанных Минэкономразвития, они будут наказываться.

Какое наказание предполагается за ночные звонки?

ночные звонки как метод коллекторовДо настоящего момента ни банк, ни коллектор ответственности за свои противозаконные методы не несли. Неплательщик был фактически беспомощен против круглосуточного прессинга, если в отношении его такой был организован. Максимум, на что он мог претендовать, защищая свои права, это добиться через суд возмещения морального вреда.

Однако этот вред еще необходимо было доказать. Убедить суд, что ночные звонки кредитора, которому не возвратили займ, причинили гражданину нравственные и физические страдания, достаточно непросто. Даже добившись положительного решения, что в отдельных случаях возможно, человек получает мизерную сумму.

Теперь же предлагается прописать ответственность кредитных организаций и коллекторов за неправильную работу с недобросовестными заемщиками. Недопустимыми считаются, в том числе, ночные звонки и телефонные переговоры в выходные дни. Если такие факты будут выявляться, то сотрудники подвергнутся штрафам от пяти до десяти тысяч, их руководители будут наказаны на сумму до 20 тысяч рублей, а юридическое лицо – на сумму до 100 тысяч. Более того, законопроект предусматривает приостановку деятельности уличенной организации на три месяца, а это уже немалые убытки.

Кто будет следить за порядком?

Банк России будет следить за ночными звонкамиКонтролировать соблюдение поправок к работе с клиентами коллекторских компаний и банков будет Банк России. Он будет вправе привлечь к ответственности того, кто конкретно нарушил права заемщика. По умолчанию наказываться будет сразу юридическое лицо. В случае, когда вина возлагается на конкретного сотрудника, который, в нарушение прямых указаний и правил работы организации, совершал ночные звонки, то она должна будет это доказать.

Отныне заемщики, которые пострадали от назойливых действий коллекторов или сотрудников банков, смогут жаловаться в Роспотребнадзор по месту жительства, или обращаться непосредственно в суд. Особых доказательств при этом не потребуется. Достаточно будет предоставить детальную распечатку принимаемых телефонных вызовов или поступивших SMS сообщений. Такие сведения (с указанием времени и номера отправителя) можно свободно получить у любого оператора связи.

Более того, к исковому заявлению можно будет прикладывать запись разговора, произведенную мобильным телефоном. Получить доказательство того, что исходный телефонный номер является собственностью конкретной организации или ее сотрудника можно будет также через оператора.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}