Вагоны нового поколения появились в России

15 сентября 2012, 13:31 4892

Невостребованное качество

вагоны нового поколенияТри крупнейшие российские компании, производящие вагоны, вложили значительные инвестиции в обновление производства, после чего предложили рынку более эффективные продукты с лучшими эксплуатационными характеристиками. Но спрос на вагоны нового поколения еще не готов.

Российская компания «Промтрактор-Вагон» начала производство новых вагонов, способных развивать большую скорость, сохраняя надежность сцепки вагонов. Техника показывает рекордно низкие показатели износа и имеет большую грузоподъемность. Партия, принадлежащая транспортной компании Brunswick Rail, прошла проверку при перевозке угля в Сибири и доказала эффективность.

Вагоны подобного типа уже выпускались и выходили в эксплуатацию в России. Уралвагонзавод уже зарекомендовал свою продукцию. Строящийся самый современный в стране Тихвинский завод скоро выпустит свои вагоны.

Но технические достижения производителей еще не оправдались экономической выгодой для производителей. Преимущества вагонов нового поколения несомненны и в качестве, и в экономической эффективности, но их доля на рынке остается ничтожной. Российские железные дороги планировали переход на новые грузовые вагоны, но пока не спешат с их приобретением. Производители же инвестировали значительные средства в новое оборудование, и ожидают реализации продукции.

Эффективность изнутри

УралВагонЗаводПочти не отличаясь от своих предшественников внешне, грузовой вагон нового поколения оснащен усовершенствованными колесными парами и вагонной тележкой. Для создания нового продукта использовалось более качественное литье, легированные стали вместо конструкционных сплавов, были усовершенствованы рессоры и изменена конструкция рамы. Благодаря такой модернизации значительно уменьшилась масса конструкции в целом, ее износ и увеличилась грузоподъемность вагона и его износостойкость.

Даже после перехода парка подвижного состава к частным владельцам железнодорожного бизнеса, РЖД остается заинтересованной в приобретении новых вагонов. Важной особенностью вагонов последнего поколения является уменьшение воздействия на полотно. Таким образом, при максимальном переходе на подобную технику потребность в ремонте дорог сократится, и РЖД сможет хорошо сэкономить.

Еще одной решенной проблемой станет вопрос нагрузки путей. Советская железная дорога практически исчерпала свои ресурсы. На некоторых направлениях наблюдается регулярная перегруженность путей. Благодаря новым составам с вагонами на 25 тонн вместо обычных 23,5 тонн РЖД сможет увеличить пропускную способность дорог на 8%, без необходимости тратиться на строительство дополнительных путей.

Участившиеся аварии на перегонах, происходящие из-за разлома рам заставили РЖД поторопиться с выпуском новых вагонов. По запросу РЖД созданием вагонов нового поколения занялись сразу три компании – «Промтрактор-Вагон», Уралвагонзавод и Группа ИСТ. Уралвагонзавод приобрел французского производителя литья и разработал собственную конструкцию тележек. «Промтрактор-Вагон» взял технологию американской Amsted Rail и модернизировал существующее производство. На базе старого локомотивного завода в Тихвине развернула новое производство Группа ИСТ, используя технологии американской компании Barber. Все три производителя готовы к массовому выпуску современной продукции.

Препятствия к введению новинки

Промтрактор-вагонПроблема в том, что операторы не спешат обновлять свой парк вагонами нового поколения. Более того, продажа старых моделей вагонов увеличилась в объеме.

Естественно, модернизация стоит денег. Но стоимость новых грузовых вагонов по каталогу всего на 5% выше их предшественников. Разница несущественная, но если производители старых конструкций могут уступать в цене до 15-30% от каталожной стоимости, то модернизированное производство стоило серьезных вложений, и снижать цены на новые вагоны – просто физически невозможно для потратившихся создателей.

Операторы рынка не просто ищут выгоду в цене. Эффективность модернизированных вагонов им пока не интересна. Ключевой для отрасли прейскурант не содержит цен на перевозку грузов новыми вагонами. А совершать перевозки по старой цене им действительно не выгодно – объемы грузов будут увеличиваться, а стоимость останется неизменной. Более того, вместо закупки новой техники владельцы парков могут сэкономить, ремонтируя имеющиеся старые вагоны.

В результате, модернизация останавливается, и максимальную долю вагонов нового поколения изготавливает Уралвагонзавод, причем их объем составляет лишь 15-20% от всей выпускаемой продукции.

Но уже в сентябре РЖД намеревается представить программу тарифного стимулирования и пересмотреть прейскурант в пользу новых вагонов. С принятием таких мер, эксплуатация грузовых вагонов нового поколения станет выгодной как для перевозчиков, так и для РЖД и модернизированных производителей.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}