Минпромторг поможет малоимущим

10 сентября 2015, 17:06 680

Овощи и фруктыВ перечень продуктов, включённых в Национальную систему адресной продуктовой помощи, вошли не все наименования из потребительского минимума, сообщают «Известия». Так, «за бортом» остались рыба, чай, сахар, соль, хлеб, подсолнечное масло, макароны и крупы. В министерстве поясняют, что логика формирования продуктового набора исходит из невозможности формирования запасов из них. Так, в адресную продуктовую помощь попали: молоко и молочная продукция, овощи, зелень, ягоды и фрукты, курица, мясо и мясные продукты российского производства.

Как это работает

Проект системы адресной продуктовой помощи предполагает, что с 2016 года гражданам, чей доход не превышает регионального прожиточного минимума, будут выдаваться особые дебетовые или кредитные карты, по которым затраты на определённые виды продовольствия (из перечисленных выше) будут компенсироваться из регионального и федерального бюджетов. В Минпромторге ещё не решили, какой банк и какая платёжная система будут выбраны для реализации проекта. Не решён вопрос и с суммами компенсаций.

«В результате реализации программы должна появиться возможность приобрести вместо импортного глубокозамороженного мяса свежее охлажденное мясо, вместо восстановленного стерилизованного молока — пастеризованное, вместо консервов — свежий салат и овощи. Ключевым базисным принципом программы наряду с конкуренцией розничных операторов и торговых форматов является принцип свободного выбора потребителем», – приводят «Известия» слова замминистра промышленности и торговли Виктора Евтухова. В качестве цели программы, таким образом, в ведомстве рассматривают увеличение доступности качественных продуктов для малоимущих.

Ограничений не будетПродуктовая корзина

Никаких особых ограничений на участников программы со стороны рынка министерство вводить не планирует: участниками, таким образом, могут стать и нестационарные торговые точки, рынки и ярмарки. Единственным условием будет являться возможность приёма платежей по картам.

Аналитики считают, что внедрение такой программы позволит правительству отказаться от искусственного сдерживания цен на социально значимые товары в розничных продуктовых сетях – это было важно для защиты малоимущих, а для широких потребительских кругов с регулированием цены справится рынок. Кроме того, отмечается наличие положительного опыта применения такого инструмента за рубежом.

Экспертный взгляд

Аналитик Центра энергетических исследований Виталий Брунов прокомментировал для «Деловых Новостей» перспективы внедрения субсидирования продуктового набора для наименее обеспеченных категорий граждан:

Предлагаемая мера с субсидированием части продуктовой корзины для малоимущих может стать весьма эффективным инструментов госрегулирования рынка, отличающимся, с одной стороны, мягкостью, а с другой – гибкостью. Введение системы продуктовых карт позволит решить сразу несколько социально-экономических задач. 

Продуктовый наборВо-первых, позволит избежать государственного регулирования цен, которое довольно болезненно бьёт по участникам рынка, но которого нельзя иначе избежать без снижения социальных гарантий для населения. На пике кризиса государство шло на прямой контракт с продуктовыми сетями, добиваясь от них гарантий неповышения цен на социально значимые продукты. Такие меры являются «жёсткими», поскольку они снижают рентабельность бизнеса торговых сетей, ставя их существование под угрозу. Сейчас же, адресно защитив наиболее уязвимые слови населения, государство может отдать цены на социальные товары на откуп рынку. Ещё одной задачей, решаемой введением продуктовых карт, является стимулирование спроса, что фактически является мерой по поддержке продуктовых ритейлеров – получается, что часть выручки им обеспечат бюджетные деньги. Наконец, мера позволит улучшить качество жизни её адресатов: в теории, субсидирование их потребительских расходов должно это сделать.

Однако весь потенциал меры может разбиться об уровень её финансирования. Люди, подпадающие под озвученные критерии, составляют более 15% населения страны. Для того, чтобы обеспечить им субсидирование на уровне, достаточном для ощутимого улучшения качества жизни, понадобится многомиллиардное финансирование. В условиях бюджетного дефицита взять эти деньги будет просто неоткуда. Таким образом, в лучшем случае, у программы субсидирования есть шанс остаться просто популистским ходом. В худшем – она будет использована как предлог для того, чтобы отпустить цены на социально-значимые товары в продуктовых сетях, что будет иметь безусловно негативный эффект для наиболее уязвимых слоёв населения.



Комментарии
{**}