Государство поможет интернету

01 июля 2014, 05:03 4273

ИнтернетВ последнее время наблюдатели констатируют усиление государственного контроля за интернетом: это связано с принимаемыми антипиратскими мерами, нашумевшем «законе о блогерах», «антитеррористическим пакетом». Данные меры, каждая из которых значительно усиливает госрегулирование интернета, заставляют аналитиков предсказывать скорый конец российского интернета в том виде, в котором его знали пользователи с момента его появления – свободном и независимом. Тем не менее, это вовсе не означает, что государство выступает противником глобальной сети – напротив, оно выражает готовность оказывать поддержку.

В первой половине июня состоялся форум «Интернет-предпринимательство в России», организованный Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ). Сам ФРИИ был создан при прямом содействии Агентством стратегических инициатив, однако финансируется интернет-компаниями. «Мы хотим сделать российский рынок понятным и доступным любому предпринимателю, который хочет начать или развить свой бизнес в интернете», – заявлена цель фонда на его официальном сайте. В ходе форума Владимир Путин объяснил, с чем связано усиление регулирования. Президент отметил, что за 20 лет своего существования российский интернет уже превратился в очень прибыльный бизнес, объем которого достигает 5-5,2 трлн руб., а вклад в ВВП – 8,5%. Исходя из этого, государственное регулирование становится просто необходимым. «Другого пути в нормальном обществе все равно не существует, - ответил президент. - Через общественные структуры, через парламент, оттуда нужно выходить и вместе решать. «Хватать и не пущать» — известное правило, но оно ни к чему хорошему не приводит. Но и без регулирования невозможно», – заключил Путин.

Работающие в Интернете компании получат поддержку

Кроме того, президент пообещал, что государство готово оказывать всяческую поддержку компаниям, ведущим свой бизнес в интернете: «Нам хотелось бы, чтобы государство поддержало тех, кто хочет и умеет работать в интернете. Наша миссия будет заключаться в том, чтобы помочь вам, помочь национальному сегменту, помочь людям, которые работают в этих чрезвычайно перспективных отраслях, стать независимыми - и если уж не точку зрения государства и общества, то, во всяком случае, свою личную точку зрения выражать и формулировать ее так, как вы считаете нужным, потому что когда это происходит на национальной почве, в конечном итоге это все равно на пользу государству».

Немаловажной деталью выступления президента на форуме стал его диалог с Аркадием Воложем, генеральным директором компании Яндекс. Бизнесмен напомнил Путину, что Россия –одна из четырёх стран мира, где есть своя поисковая технология. Глава государства ответил на вопрос следующим образом: «Вы сказали про некую миссию, про то, что всего три-четыре страны, у которых есть свои поисковики, и в этой связи возникает миссия у тех участников этого процесса, у тех стран, которые таким ресурсом обладают, — парировал Путин. — Видимо, вы со мной согласитесь, что этот эксперимент будет чистым, если каждый из этих миссионеров обладает известной чистотой суверенитета. Потому что если за всеми четырьмя стоит один хозяин, то это уже не миссия, а монополия, а монополия хороша только тогда, когда она своя». Данные слова были расценены инвесторами как критика в адрес компании, что привело к снижению курса акций Яндекса, а на прошлой неделе стало известно, что фонд Baring Vostok намерен продать акций компании на 710 млн. долларов, что составляет 6% от капитализации Яндекса.

Экпертная оценкаИнтернет

О том, как именно государство могло бы помочь интернет-бизнесу, корреспонденту «Деловых Новостей» рассказал Леонид Делицын, эксперт инвестиционного фонда FINAM Global.

«Главное, что может сделать государство для интернет-бизнеса – способствовать увеличению количества пользователей интернета. Сам интернет-бизнес, в силу некоторых причин, равнодушен к этой проблеме – сколько пользователей есть, со столькими и работают. Если пользователей не станет вовсе, то бизнесмены просто разъедутся по условным «силиконовым долинам». Сами российские интернет-компании, в отличие от, скажем, Google, не выступают в роли интернет-провайдеров. Этим занимаются коммуникационные операторы – в последние годы и провайдеры мобильного интернета. Однако в стране есть множество географических точек, которые провайдерам коммерчески невыгодно подключать – это небольшие населённые пункты, подключение которых стало бы убыточным для компаний-провайдеров. По показателю аудитории российский интернет стабилен, и для интернет-бизнеса это не очень выгодно: тем, кто уже успел выйти на IPO, это не так важно, а те компании, которые остаются в руках отдельных инвесторов, конечно, хотели бы, чтобы показатели проникновения интернета в России росли. И здесь государство – при помощи разного рода стимулирующих программ, упрощений лицензирования, оптимизации законодательства, – может способствовать ускорению росту охвата.

А что касается блогеров, то, хотя мы обсуждаем их много и часто, их влияние на экономику интернета составляет несколько сотых процента. Скажем, LiveJournal –компания с небольшим оборотом, на днях Яндекс закрывает свой блогопроект, который был одним из крупнейших в России. Поэтому, хотя эта тема активно обсуждается, надо помнить, что экономику российского интернета делают не блогеры».



Комментарии
{**}