МРОТ приравняют к прожиточному минимуму

30 июня 2014, 17:37 7431

МРОТНа прошлой неделе Минтруд разместил на официальном сайте последнюю версию законопроекта, который должен в ближайшие годы уравнять минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и величину прожиточного минимума. Важным нововведением станет формат установления размеров МРОТ – отныне он будет определяться не в абсолютных величинах, а в процентах от величины регионального прожиточного минимума. В министерстве отмечают, что принятие законопроекта будет способствовать снижению численности лиц, получающих доходы ниже прожиточного минимума, «в том числе лиц, нуждающихся в социальной помощи».

«Зарплатный» МРОТ (в отличие от «штрафного», который по прежнему будет равен 100 рублям) устанавливается отдельно в каждом регионе и, как правило, близок по величине к общероссийскому МРОТ. Прожиточные минимумы также устанавливаются отдельно для каждого региона.

На сегодняшний день общероссийский МРОТ составляет 5554 рубля, что равно приблизительно 72% от общероссийского прожиточного минимума (7688 рублей по данным Минтруда на I квартал 2014 г.). Законопроект Минтруда предполагает поэтапное уравнивание двух величин, причём в качестве ориентира отныне будут использоваться региональные прожиточные минимумы. Первой ключевой датой, указанной в проекте закона, является 1 января 2015 года – тогда МРОТ будет в последний раз увеличен в «привычном» режиме по уровню инфляции до 5865 рублей. С 1 октября 2015 года начнётся привязка МРОТ к региональным прожиточным минимумам: начиная с этой даты МРОТ будет установлен в размере 89% от прожиточных минимумов. Затем через год, 1 октября 2016 года, будет повышен до 94%, а ещё через год – 1 октября 2017 года – МРОТ, наконец, будет равен прожиточным минимумам.

Попытки уравнять МРОТ и прожиточный минимум уже осуществлялись

Предлагаемый законопроект – не первая попытка сделать МРОТ равным прожиточному минимуму. В апреле 2012 года Владимир Путин уже обещал уравнять величины. Президент заявлял, что это необходимо сделать «для смягчения имущественной дифференциации в стране». Однако в итоге за 2012 год МРОТ вырос лишь на 13%, так и не достигнув прожиточного минимума.

В Правительстве главным противником любого увеличения МРОТ является Минфин. Осенью прошлого года глава ведомства Антон Силуанов так объяснил причину протеста: «На минимальную зарплату завязано много социальных и административных платежей. Повышая уровень МРОТ, мы автоматически приходим к тому, что субъекты РФ будут больше тратить на меры социальной поддержки». Тогда же министр предлагал переход на почасовой расчёт МРОТ, с целью фактического его понижения для работников сфер с пониженным количеством часов рабочей недели.

Вопрос вызвал споры в Правительстве

В настоящий момент в Правительстве идут дебаты относительно того, что именно следует включать в МРОТ, и имеют ли работодатели право относить на счёт МРОТ компенсационные выплаты. «Мы давно готовы его поднять, но есть профессиональные союзы, которые утверждают, что северные коэффициенты и надбавки необходимо выплачивать сверх МРОТ», – отмечала вице-премьер Ольга Голодец в декабре 2013 года. Новый законопроект также предлагает включение компенсационных выплат в МРОТ. По мнению заместителя руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнёрства ФНПР Елены Косаковской, – её слова цитирует «Газета.ру» – «это недопустимо и неприемлемо, если смотреть с позиции системного видения как трудового законодательства, так и конституции РФ».

Экспертная оценкаМРОТ

Елена Герасимова, директор Центра социально-трудовых прав, рассказала корреспонденту «Деловых Новостей» о причинах выбора поэтапного уравнивания в законопроекте Минтруда: «Вообще, в российском Трудовом кодексе содержится положение, согласно которому МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. Однако это единственная норма ТК, которая не была введена в действие с момента принятия. Эта проблема обсуждается очень давно. По существующей версии проекта Минтруда, МРОТ будет постепенно уравнен с региональными прожиточными минимумами. Если посмотреть на текущее соотношение МРОТ и прожиточного минимума по регионам, то увидим, что в некоторых регионах прожиточный минимум существенно выше общероссийского МРОТ,  в некоторых – ниже. Это объясняет долгий срок – до 1 октября 2015 года, – на который отложено начало привязки МРОТ к прожиточному минимуму: регионам нужно подготовиться. 89% – величина, которая позволит регионам с высоким прожиточным минимумом не опускать его по отношению к ныне существующему, а регионам, в которых между прожиточным минимумом и МРОТ существует большой разрыв – накопить достаточно ресурсов. То есть это такой экономический расчёт Минтруда: выбранные ими темпы реформы исходят из средств, выделенных на бюджетный сектор экономики, потому что самым крупным работодателем с низкими заработными платами является как раз государство, которое выплачивает зарплаты бюджетникам. Поэтому государство, теоретически, – первый, кто может не справиться с обязательствами. Сейчас же, после «майских указов» Путина, которые предусматривают также повышение зарплат бюджетникам, посчитали, что этот риск можно сократить».



Комментарии
{**}