Студентов будут учить военному делу

17 июня 2014, 08:28 3989

Военное обучениеС 1 сентября российские студенты смогут параллельно с высшим образованием получать военную специальность. Инициатива Минобороны о создании межвузовских центров военной подготовки была поддержана Российским союзом ректоров и самими студентами.

На сегодняшний день только в 7% вузов были сохранены военные кафедры, обеспечивающие подготовку офицеров запаса. Обучение на них позволяет студентам избежать фактической службы в армии и связанной с ней потерей года. Новый проект Минобороны направлен на значительное расширение параллельной подготовки военных специалистов, открывая на базе учебных центров подготовку не только офицеров, но также рядового и сержантского состава. Предполагается, что срок обучения в центрах составит 1,5 года для рядовых и матросов, 2 года для сержантов и 2,5 года для офицеров.

Нововведения

Что касается совмещения военной подготовки с основным учебным курсом, то с этой целью вузам предлагается оптимизировать учебную программу с тем, чтобы выделить один свободный день в неделю, который уходил бы на военную подготовку.
"1 сентября 2014 года начнется первый этап – студенты смогут выбрать уровень подготовки и начать учиться на существующих военных кафедрах. Второй этап стартует 1 сентября 2015 года, обучение будет проходить на базе военных кафедр и открывшихся к тому времени межвузовских центров", – сообщил начальник главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Василий Тонкошкуров на заседании Общественной палаты. В дальнейшем предполагается, что учебные центры станут принимать студентов всех высших учебных заведений.

Отдельно представитель Генштаба отметил, что внедрение предлагаемой инициативы потребует изменения в ряде законов, однако Правительство поддерживает нововведения, и необходимые поправки могут приняты Госдумой в ближайшее время.

Экспертная оценка

О том, как повлияет параллельное военное обучение на качество высшего образования и какие студенческие проблемы оно может усугубить, корреспонденту «Деловых Новостей» рассказала Ирина Всеволодовна Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ.

"Я считаю, что проблема соотношения учебы в вузе, последующей работы по специальности и военной службы в тех странах, где последняя обязательна, стоит серьёзно и остро. Мы пытаемся решить её на протяжении всего постсоветского времени. Было сделано несколько важных шагов. Например, сокращение срока службы в армии. Этого шага оказалось недостаточно, потому что всё равно, как только выпускник получает диплом, он обладает максимальным накопленным потенциалом, знаниями и навыками, поэтому уместнее было бы не растрачивать этот год на армейскую службу, а применять это всё на рынке труда – в противном случае мы увидим снижение эффективности расходов на образование. Вариант с прерыванием обучения тоже не удался – эта инициатива существовала в середине 1990х, – немногие студенты возвращались в вузы после прохождения службы. Военное обучение
Ещё одна важная особенность российского образования, не очень распространённая в мире, – совмещение на старших курсах работы и учёбы. На самом деле, по результатам мониторинга ВШЭ более 80% выпускников на последнем курсе уже работает: либо в качестве подработки, когда учёба остаётся на первом месте, а работа просто ради заработка на сопутствующих работах, не требующих университетской квалификации; либо в качестве средства накопления опыта работы по специальности, чтобы впоследствии получить преимущество на рынке труда. У второй категории совсем нет свободного времени, и его очень жалко терять. В условиях дуализма учёба-работа сложно найти место ещё и для службы в армии.
Надо отметить, что хотя параллельное военное обучение увеличит нагрузку на студентов, оно позволит им не потерять год. Кроме того, как ни странно, эти программы идут «вперехлёст» с двухуровневой системой образования: на продолжающиеся программы военной подготовки берут в том случае, если вы подтверждаете, что впоследствии продолжите обучение на магистерской программе в этом же вузе. Вероятно, это будет давать преимущество при поступлении в магистратуры.
Подводя итог, риски есть: риски растраты времени, плохого сочетания собственно образования и военной подготовки – угроза снижения качества того и другого, наконец, увеличение и без того высокой ответственности выпускников за свою судьбу. Но как поиск решения сочетания военной подготовки и ориентации молодёжи на получение высшего образования – это серьёзная попытка, и у неё есть шансы стать лучше и серьёзнее предыдущих инициатив".







Комментарии
{**}