На рынок пенсионного страхования вернутся агенты-посредники

16 июня 2014, 16:08 2604

Пенсионный агентС 1 января 2015 года по законодательной инициативе Госдумы РФ россияне снова смогут пользоваться услугами посредников на рынке пенсионного страхования. Экспертный совет Госдумы по негосударственным пенсионным фондам и инвестированию средств пенсионных накоплений рекомендовал Центробанку РФ вновь разрешить россиянам выбирать непрямых агентов Пенсионного фонда РФ.

Подобная практика уже существовала до 1 января 2014 года. Тогда заявление о выборе негосударственного пенсионного фонда (НПФ) можно было непосредственно в официальном Пенсионном Фонде России (ПФР), через его агентов или в отделениях кредитных организаций (в обоих случаях НПФ и банки должны были заключить с ПФР трансферагентские соглашения). Соответственно, пенсионные агенты вели деятельность, похожую на маркетинг обычных агентов в сфере страхования: презентовали свои услуги непосредственно клиентам, объясняли преимущества своих негосударственных пенсионных фондов и заключали с физическими и юридическими лицами договоры непосредственно на местах. Затем, имея трансферагентские соглашения с Пенсионным фондом России, работники НПФ передавали в последний команду о переводе средств в выбранные клиентом негосударственные фонды.

Пенсионные агенты злоупотребляли доверием населения

Однако с 1 января 2014 г. деятельность пенсионных агентов была пресечена ввиду выявления множественных случаев злоупотребления доверием клиентов, а также по многочисленным жалобам последних в правоохранительные структуры. Содержание жалоб было одинаковым – люди обнаруживали, что их пенсионные накопления были без их ведома переведены в негосударственные пенсионные фонды. Агенты-посредники, желая максимизировать комиссионные отчисления осуществляли несогласованные с клиентами отчисления без согласия своих клиентов. По итогам расследований деятельность агентов было решено запретить. Инициатива Госдумы РФ, предполагающая возврат к старой системе, не была поддержана Пенсионным Фондом России и Центробанком.

«Пенсионный фонд не видит необходимости возвращаться к практике трансферагентских соглашений», - цитируют «Известия» заявление пресс-службы ПФР. «Вместо них фонд планирует предоставлять гражданам возможность подавать заявления дистанционно в электронном виде.  В ближайшее время ПФР предоставит возможность подавать заявление на так называемой децентрализованной основе. Граждане с помощью квалифицированной электронной подписи смогу подавать заявление через те организации, у которых есть возможность принимать заявления в электронной форме с применением  усиленной квалифицированной электронной подписи. Сейчас досогласовываются технические вопросы, и уже этим летом такой способ подачи заявления заработает».

Данная практика может быть полезна для граждан

Тем не менее, экспертное сообщество придерживается другого мнения. «Деятельность агентов, безусловно, необходима», - отмечает в интервью корреспонденту агентства «Деловые Новости» эксперт в сфере пенсионного законодательства доцент Кафедры управления рисками и страхования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Сергей Валентинович Бровчак. «Их присутствие, в конечном счете, означает упрощение доступа клиентов на любой рынок, будь то финансовый, страховой или пенсионный. Огульное ограничение их деятельности мешает развитию рыночных отношений. Мы уже были свидетелями того, как часть агентов занималась недобросовестной деятельностью, в связи с чем посредничество на пенсионном рынке было отменено. Однако, на мой взгляд, правильное решение состоит не в запрещении деятельности посредников, а в ее жестком кПенсионный агентонтроле Пенсионный фонд показал свою неспособность эффективного мониторинга деятельности пенсионных агентов, поэтому, очевидно, этим должны заниматься другие правительственные институты. Именно в этом отношении нужно работать нашим законодателям».

С мнением ведущих финансистов солидарны работники негосударстенных пенсионных фондов. «Введенные с 2014 года ограничения на право выбора НПФ доставляют значительные неудобства гражданам, а также затрудняют работу НПФ по привлечению новых клиентов», - прокомментировала законодательную инициативу исполнительный директор НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская. «Сейчас гражданину, желающему перевести пенсионные накопления из ПФР в НПФ, для удостоверения своего заявления о переходе необходимо обращаться либо к нотариусу, либо непосредственно в ПФР. Мы считаем, что инфраструктура «единого окна», организованная через отделения банков по всей России, была очень удобна для клиентов. А сейчас человеку необходимо сначала заключить договор с выбранным НПФ, далее пойти лично в ПФР и написать заявление на переход. На такую нерациональную трату времени и сил идут немногие. Мы надеемся, что ситуация вскоре изменится и банкам возвратят возможность принимать заявления от застрахованных лиц, что снизит загруженность отделений ПФР. Улучшить ситуацию в части удобства для клиента также может применение электронной подписи при заключении договоров об ОПС и обеспечение полноценной работы портала госуслуг».



Комментарии
{**}