Таможня продолжает давать "добро"

16 декабря 2013, 17:05 1779

TIRРоссийская граница для большегрузных автомобилей всегда была препятствием непредсказуемым. Нередко здесь выстраиваются многокилометровые колонны, потому что внезапно ужесточается контроль или вводятся новые правила игры, требующие изменений в оформлении документов, обязательного дополнительного страхования грузов и т.п.

Почему-то заблаговременно никого из международных перевозчиков о нововведениях не предупреждают, нет соответствующей информации и у местных властей, что создает дополнительные трудности и ведет к непредвиденным расходам. Это касается и отказа от системы TIR, которая сегодня действует в стране и упрощает международный товарооборот, осуществляемый автотранспортом.

ФТС официально сообщила, что окончательный отказ от TIR произойдет не раньше будущего июля, когда в действия вступят новые правила оформления. Семь месяцев дадут возможность спокойно подготовиться к этому и перевозчикам, и самой ФТС.

Таможня живет по своим законам?

таможенная служба РоссииНередко таможенную службу Российской Федерации власти используют в качестве дополнительного рычага политического давления. Тогда грузы из конкретной страны подвергаются усиленному контролю, доставка задерживается на дни, а в некоторых случаях – на недели.

В конце октября, к примеру, было решено отменить книжки МДП (они гарантируют уплату сборов), которые повсеместно использовались международными перевозчиками. Фуры с молдавскими, украинскими, турецкими номерами, которые перевозили запломбированные контейнеры с грузом, были задержаны на пунктах пропуска. Сотни машин растянулись вдоль трасс, а их водители несколько дней вынуждены были стоять в очередях.

Документы по этим автомобилям не принимались, грузы, в некоторых случаях скоропортящиеся продукты, попросту не пропускали дальше без переоформления по-новому. А требования для документов предъявлялись из кодекса Таможенного союза, в котором большинство стран-грузоотправителей не состоит. Все участники хотят только одного – четких и прозрачных правил игры, конкретных сроков и требований. И, наконец, часть этих желаний исполнилась.

Намерение российских таможенников отказаться от системы TIR внутри страны известно достаточно давно. Вначале служба собиралась ввести отмену с начала июля текущего года, но, видимо, к этому не все было подготовлено. Поэтому дата окончательной отмены упрощенной международной системы неоднократно откладывалась – вначале до 14 сентября, затем на начало декабря. Теперь официально объявлено, что новые правила перевозок вступят в силу с первого июля будущего года.

Чем не нравится таможенникам TIR?

большегрузовые автоСистема достаточно проста и удобна для транспортных компаний, отправителей и получателей грузов. Страна, из которой отправляется транспортный контейнер, обеспечивает контроль его содержимого, навешивает пломбу – и фура может совершенно свободно пересекать любые границы со странами, которые работают по системе TIR. Причем в случае, если автомобиль транзитный, его даже не досматривают.

Вскрывается и контролируется контейнер не в пунктах пропуска, а по месту доставки, который может располагаться вдали от государственной границы. Здесь соответствующей службой организуется процесс «разтаможки». Международная система TIR предусматривает, что в случаях, когда автомобиль «теряется» и проходит мимо контроля, то представители союза автотранспорта выплачивают государству неустойку.

Ассоциация, объединяющая международных автомобильных перевозчиков в России (АСМАП), отвечает за такие неустойки в РФ. Но, по словам представителей государственной таможенной службы, ассоциация должна уже более 20 миллиардов. Возможно, это и стало для ФТС основным аргументов в пользу перехода на собственную систему контроля перевозок.

Что ожидает простых россиян?

Сложно точно предсказать последствия такого изменения. Некоторые эксперты предрекают настоящий транспортный коллапс, в особенности на границах с прибалтийскими странами и Финляндией. Опять будут расти очереди из фур, срываться сроки доставки, пострадают и производители, и владельцы, и сети магазинов, и конечные покупатели.

Другие считают, что основной удар придется на кошельки отечественных потребителей импортных товаров. Если перевозчики будут вынуждены повышать стоимость своих услуг, то это неизбежно отразится на розничной цене такой продукции.

Однако в ФТС настроены более оптимистично. Служба уже уведомила АСМАП, что в дальнейшем не намеревается пролонгировать с ассоциацией соглашение, так как она не выполняет своих обязательств по гарантиям. Взамен ФТС планирует отменить гарантийное покрытие для российских перевозчиков, которых насчитывается почти 1,5 тысячи. Отмена гарантийного покрытия приведет к неизбежному удешевлению грузоперевозок, даже при условии роста стоимости топлива в 2014.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}