Почему наши стартапы проигрывают?

16 декабря 2013, 17:05 1794

Лозунг «догнать и перегнать Запад» давно не актуален. Многие страны (Южная Корея, Китай, Тайвань) не только опередили, но и оставили далеко позади некогда казавшуюся незыблемой экономику. Причем зачастую в высокоинтеллектуальных областях, где никогда не лидировали. Иногда этот прорыв базировался на культурных особенностях нации. Тот же Китай, к примеру, великолепно развил копирование прорывных новинок технологии. Не обладая собственными блестящими идеями, он успешно совершенствует чужие.

В России никогда не было дефицита проектов, а простое копирование чужого не приветствуется. Однако, несмотря на высокий интеллект, отличные знания и творческое начало, с успешной реализацией стартапов все не так просто. Оказывается, наши соотечественники просто не любят (или не умеют?) заниматься бизнесом.

Бизнес по принуждению

стартапы в РоссииИменно так воспринимает необходимость коммерциализации своей идеи большинство изобретателей. Они чисто умозрительно понимают, что необходимо продавать свой продукт или инновационную разработку. Но воспринимают это как меру вынужденную, которая мешает научным занятиям.

Конечно, в меньшей степени это касается IT-предпринимателей, средний возраст которых 25-30 лет. Но для более сложных разработок (к примеру, биотехнологии или приборостроение) привлекаются люди предыдущего поколения, бывшие научные работники и инженеры. Они считают, что предпринимательство менее престижно, чем академическая работа.

Сегодня работает две основные стратегии, связанные с продвижением новых проектов. Согласно первой, инвесторы просто выкупают право на разработку. По второй, проектом занимается коллектив разработчиков, создавая собственную компанию в виде лаборатории, где сберегается академическая иерархия.

При этом многие уверены, что современная Россия не дает возможности для реализации конкурентоспособных идей, тем более на международном уровне. Поэтому российские предприниматели мечтают не только о полной самостоятельности, но и независимости от государства. Да и в различных регионах подход к высокотехнологическому бизнесу у власти отличается.

Навыки продвижения собственного проекта

как продвинуть свой проектЕсли образованностью россияне выгодно отличаются от тех же тайцев или южнокорейцев. Однако они сильно отстают в понимании бизнеса. В большинстве стран молодые бизнесмены приобретают соответствующий опыт в крупных корпорациях (к примеру, Samsung) или проходят специальные программы, как это организовано в Финляндии.

Национальной чертой российских инновационных предпринимателей является большая доля личного, привнесенного в проект. Те же финны более прагматичны – они желают заработать и реализовать конкретную разработку. Здесь часто бизнес создается с предварительно заложенной идеей как можно более выгодно его продать впоследствии.

В Корее основная идея технологических проектов – доведение до совершенства чего-то, уже реально работающего и продающегося на рынке. Здесь не очень любят проталкивать что-либо принципиально новое. Финны реально понимают, что лучшее решение – это продать свою разработку какому-нибудь гиганту направления. И только россияне стремятся к глобальным и революционным решениям, где рыночная перспектива проекта видится вторичной. И это большой минус для развития.

Самые критичные годы для проекта

IT-предпринимательСпециалисты определили, что четыре первых года развития любого проекта – самые опасные для него. Нельзя, чтобы негативная мотивация взяла верх, именно это стало причиной массовых неудач. В первые годы наваливается масса проблем, связанных и с бизнесом вообще, и с реализацией идеи. Если идея достаточно узкая, то неудачи на первых порах часто заставляют в ней разочароваться.

Но и в дальнейшем только вера в перспективность идеи и успех проекта могут стать двигателем роста. При этом нужно постараться избежать двух основных ошибок. Первая заключается в чрезмерной эмоциональной составляющей, которая мешает развитию. Предприниматели искусственно пытаются сохранить привычный формат бизнеса, превращая компанию с огромным потенциалом в мелкое предприятие.

Вторая ошибка – не зацикливаться на гениальности идеи. С одной стороны, это стимулирует творчество. Но бизнес требует конкретики и постоянных промежуточных результатов. Поэтому нужна золотая середина, какой-то реальный продукт на каждом этапе развития, что дает новый толчок, привлекает внимание и финансовую помощь.

Ограничивающим фактором в России часто является и ограниченность рынка новых продуктов. Часто единственным реальным потребителем может стать государство, а опыта выхода за его пределы пока немного. Кроме того, слабо защищены и сами изобретения, поэтому многие разработчики отказываются их патентовать.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}