Проблемы с налоговой

10 октября 2013, 11:23 2934

О суровости и предвзятости контролирующих органов сказано и написано множество раз. Однако справедливости ради стоит рассказать и о том, что в штрафах, неприятностях и наличии нарушений часто виноваты и сами компании. Именно они чаще всего свои проблемы с налоговой связывают с суровостью и предвзятостью, хотя довольно просто смогли бы избежать последствий визита проверяющих.

А не попробовать ли организовать нормальный учет?

проверки ФНСКонечно, руководителю отлично работается с покладистым бухгалтером, готовым безропотно выполнять любую прихоть по щелчку пальцев. Надо – документы переделаем, отчетность подправим. Конечно, так лучше, чем выслушивать постоянные упреки в подозрительности сделок, отсутствии первичных документов, которые контрагенты не торопятся передавать в оригинале. И о проблемах с налоговой, которые бухгалтер предрекает при сдаче отчета.

«Покладистая» бухгалтерия всегда готова услужить, но здесь порядка просто не бывает. Везде какие-то закладки, карандашные пометки, галочки. Чего-то постоянно недостает (оригиналы где-то «едут», переданы почтой, восстанавливаются, переданы в юротдел «на экспертизу»), договора переделываются, никто не отвечает ни за что. В такой ситуации проблемы с налоговой просто напрашиваются – при любой налоговой проверке положение становится экстремальным.

Казалось бы, чего проще: четко разделить обязательства, выстроить систему работы, назначить ответственных, определить сроки, накладывать реальные взыскания за неисполнительность. Останется только контролировать и управлять, хаос прекратится, правильный документооборот наладится. Плюс заранее готовиться к возможным придиркам и вопросам: проанализировать сделки с точки зрения проверяющих, заранее согласовать какие-то шаги, проконсультироваться лишний раз. И проблемы с налоговой точно минимизируются.

Дорогая дешевая бухгалтерия

важно найти хорошего бухгалтераКонечно, держать самого лучшего в городе бухгалтера может себе позволить не каждая компания. Однако некоторые идут по пути поиска любого сотрудника, готового согласиться занять должность за мизерную оплату. В итоге бухгалтерию ведет очень сомнительный специалист, выгода от сотрудничества с которым закончится после первой же проверки (если не обернется глобальными потерями).

Конечно, без доскональных знаний аудита и бухгалтерского учета сложно установить, насколько компетентен будущий сотрудник. Даже опыт занимания подобных должностей не гарантирует от ошибки (мало ли кто реально выполнял обязанности по прежнему месту работы соискателя). От этого человека в дальнейшем может зависеть наличие или отсутствие проблем с налоговой. Поэтому важно организовать тщательную проверку, проверить рекомендации, провести собеседование с обязательным тестированием (что можно поручить рекрутинговому агентству).

В некоторых случаях полезней выдвинуть на повышение лояльного сотрудника. При необходимости – организовать ему курсы повышения квалификации, специализированный тренинг. Следует иметь в виду, что компания должна ценить лояльность и умение правильно отвечать на любые неудобные замечания проверяющих, чтобы избежать проблем с налоговой.

Контроль и учет

важно правильно организовать документооборотТочность и скрупулезность должны стать девизом любой бухгалтерии, однако владельцу необходимо устраивать периодические внутренние проверки (о которых все сотрудники должны помнить). Это позволит избежать случайных ошибок, а также минимизировать попытки подтасовок и фальсификаций, которые нередко выявляют контролеры.

Самым распространенным случаем являются начисление зарплат уволенным, наличие сомнительных больничных, которые оказываются поддельными. В случае если подобное будет выявлено, то проблем с налоговой не избежать. Помимо штрафов, предприятию грозит принудительное доначисление во все имеющиеся фонды, а также угроза пересмотра уплаченных отчислений в бюджет.

Достаточно просто организовать разграничение функций на предприятии, поставить учет больничных и начисление зарплат под перекрестный внутренний контроль с периодическими сверками – и проблема уйдет. А злостных нарушителей с поддельными больничными – сначала «наказывать рублем», а потом безжалостно увольнять.

Правильная работа с бумагами.

Небольшие компании (в особенности – «упрощенцы») стараются минимизировать бумагооборот. Но это часто приводит к проблемам для самих владельцев. Очень ярко иллюстрирует данный факт один случай. Владелец нескольких магазинов вел учет... в простой тетради. Он отмечал приход, уход и остаток товара, на основании чего подсчитывал выручку. Предприимчивый продавец, подделывая данные по остаткам, умудрился за три года присвоить несколько миллионов.

Чтобы этого избежать, а также не иметь проблем с налоговой, нужна продуманная система документооборота, исключающая махинации и предельно прозрачная. Ответственность сотрудников минимизирует потери.

И еще один очень полезный для предпринимателей момент. Регулярные сверки по всем статьям помогут вовремя выявить и ошибки, и несвоевременные поступления отчетов (при утере декларации, к примеру). Если отклонения выявлены вовремя, то их и исправить проще.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}