Фирмы-однодневки vs налоговая

08 октября 2013, 10:42 2965

Если в списке контрагентов вдруг окажется (или так покажется проверяющим) так называемая фирма-однодневка, то пиши пропало. Налоговая изучает все проведенные сделки чуть ли не под микроскопом, малейшие нарушения штрафуются по максимуму. Если ваш партнер обладает признаками, о которых речь пойдет ниже, то, во-первых, вы становитесь первоочередным кандидатом для проверки. Во-вторых, почти неизбежно последуют санкции, вплоть до доначислений НДС и налогов с соответствующими штрафами и пенями. Давайте попробуем разобраться, по какой причине налоговые органы так не любят фирмы-однодневки.

Понятие «серой» компании

недобросовестный контрагентПоявилось понятие «недобросовестный контрагент» в 2006 году. С точки зрения налоговиков подобные организации (их еще называют техническими, прокладочными, недобросовестными или «серыми») создаются временно либо под конкретную сделку (серию сделок). По факту фирмы-однодневки никакой активной деятельности не осуществляют, выполняя роль своеобразного посредника. Они фактически не являются субъектами самостоятельного предпринимательства, а служат для «сливания» финансовых средств из реального сектора.

Такие компании выполняют несколько функций, главная из которых – участие в схемах, позволяющих обеспечить налоговую экономию «основному» предприятию. С помощью их производится уклонение от части налогообложения, третьи лица получают выгоду. Согласно официальной статистике, только в первом полугодии именно через фирмы-однодневки из России было выведено порядка 800 миллиардов рублей.

Наличие взаимодействия с подобным предприятием четко подпадает под концепцию организации внеплановых выездных визитов налоговой, которая действует с 2007 года. Поэтому использование их в качестве инструмента по уходу от обязательных платежей становится просто опасным для бизнеса. Не мудрствуя лукаво, контролеры стараются обнаружить подобное предприятие среди деловых контактов проверяемого – и тут же обрушивают на него максимальные взыскания. Вся экономия, полученная вследствие финансовых взаимоотношений с «недобросовестным контрагентом», автоматически считается необоснованной выгодой при уплате уменьшенных сборов. И попробуйте доказать обратное.

Тяжесть взыскания «недоимок» падет на действующую компанию, так как проверять фирмы-однодневки вообще смысла не несет. Ведь это просто юрлицо, с которого взыскивать в бюджет нечего. С ними просто пытаются бороться, блокируя счета, мешая в работе и т.п., параллельно жестко проверяя их партнеров.

По какой методике выявляются фирмы-однодневки

база ЮЛКПОНайти их не составляет труда – открывается государственный реестр и анализируется база ЮЛКПО (юрлица, подвергающиеся первоочередному контролю). В базе содержатся те, кто подпадает под 109 определенных признаков, о некоторых из которых мы рассказываем ниже. Чем большему количеству из них соответствует предприятие, тем большая вероятность, что это фирма-однодневка, и необходимо проверить ее окружение.

Тем самым определяется реальный выгодоприобретатель. Часто только желание заполучить того, кому это выгодно, и является главной целью проверки однодневок. Они получают выписки по счетам (по закону нужен повод для специальных мероприятий), выявляют всех, кто перечислял значительные суммы, проводят анализ. Оценивают все: выписки, обязательства, дивиденды, уставный капитал, собственность и имущество (готовятся запросы в ГИБДД и ФРС). Затем определяется «жертва» внепланового контроля.

Как мы видим, законопослушная компания может избежать внеплановых проверок и пристального внимания контролирующих органов, внимательно относясь к подбору партнеров и отказываясь от бизнеса с сомнительными организациями с признаками фирм-однодневок.

Признаки сомнительности, которые рекомендуется учитывать

фирмы-однодневкиЭто часть из пресловутых 109 признаков, которыми пользуются налоговики при составлении и ранжировании сомнительных с их точки зрения предприятий:

Нет личных контактов на уровне руководителей при согласовании договоров и обсуждении условий контрактов.

Не предоставляются удостоверяющие личность владельца или директора документы (копии документов), нет документов, подтверждающих полномочия их самих или представителя.

Нет данных о местонахождении, в том числе адресов склада, торговых площадок или производства, в том числе о госрегистрации.

О предполагаемой фирме-однодневке нет никакой доступной информации (реклама, сайт, рекомендации), в то время как у аналогичных участников рынка все это имеется, в том числе – более конкурентные товары и услуги.

Насторожить должны и увеличенные отсрочки платежей, и недостаточные гарантии, и отсутствие реальных подтверждений возможности выполнить обязательства, и взаиморасчеты векселями с сомнительной ликвидностью. Чем больше сомнительных признаков выявлено, тем большая доля вероятности, что предприятие «серое».



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}