Экраноплан снова полетит

30 августа 2013, 13:09 2297

Инновационные разработки в транспортной отрасли ведутся по всему миру. Российские разработчики не отстают от коллег. В таганрогском АНТК имени Бериева уже несколько лет ведется разработка экраноплана. Это поистине гигантский самолет, который в перспективе намерен производить трансатлантические перелеты. С появлением высоких технологий и двигателей фантастическая задумка инженеров постепенно становится реальностью.

Первые стендовые испытания

экранопланПока физический прототип модели не изготовлен, но жители Петрозаводска недавно смогли увидеть экраноплан на стендовых испытаниях. Этот самолет будущего вначале разгоняется до 130 километров в час (причем ему не нужна специальная взлетная полоса), взлетает на сотню метров и способен разогнаться еще до 300 км/час. Вроде бы и не впечатляют эти параметры, однако главное достоинство машины не в скорости. Экраноплан способен садиться и взлетать там, где ни один современный самолет не способен, к тому же он обладает рекордной грузоподъемностью.

Достоинств у разработки множество. Машина интересна военным, так как летит достаточно низко, чтобы не быть обнаруженной и уничтоженной современными противовоздушными системами. Для будущих пассажиров она привлекательна потенциально низкими ценами на билеты, которые сравнимы со стоимостью поездки на междугороднем автобусе. Для перевозчиков интересна их стоимость – экраноплан вдвое дешевле среднего самолета.

Стендовые испытания вполне доказали жизнеспособность проекта. Однако для его окончательной доводки потребуется много лет. Специалисты признают, что это гениальное решение. Модель имеет традиционные для летательных аппаратов крылья, фюзеляж и хвост, однако является, согласно международной классификации, ... кораблем. Его принцип работы основан на экранировании твердой или водной поверхности, над которой он перемещается, используя воздушную подушку. При необходимости он превращается в обычный летательный аппарат. Для чего планируется использовать это чудо техники?

Реальный конкурент украинскому «Руслану»

украинский "Руслан"Экраноплан будет способен поднять около 1000 тонн груза. Для коммерческих перевозок грузов это неоценимое преимущество. Сегодня, к примеру, доставка груза из Китая занимает около 40 дней, если использовать самый экономичный способ – морской путь. Однако не все грузы требуют дешевой доставки, для многих важнее скорость. Но поставки авиатранспортом примерно в 20 раз дороже, причем ограничения по объемам существенные.

Лидером по воздушным перевозкам является украинский «Руслан» (Ан-124), способный перевозить 130 тонн грузов, в том числе негабаритных. Расстояние перелета при этом около 3000 километров. То есть, груза достаточно немного и расстояние сравнительно невелико. «Мрия» (Ан-225) может переместить до 150 тонн, и рассчитана на более дальние перелеты. Как видим, экраноплан здесь вне конкуренции по грузоподъемности, хотя несколько проигрывает в скорости и дальности (согласно проекту, его скорость может быть около 600-700 км/час).

Давайте рассмотрим область применения и экономический смысл проекта. Во-первых, это пассажирские перевозки авиатранспортом. Их рост по стране достигает не менее 5% ежегодно, причем тенденция обещает усилиться. Доступные большинству граждан перелеты будут очень востребованы. Во-вторых, это доставка грузов на средние и дальние расстояния. Это также достаточно перспективная область применения, разработчики рассчитывают, что смогут занять не только нишу перевозок крупногабаритных грузов. Им кажется, что новые машины смогут реально отнять часть объемов у контейнерных морских перевозчиков.

Реальные сроки реализации проекта

АНТК имени БериеваЗдесь все очень сложно. Как доказывает практика, чтобы добиться успеха, нужно обеспечить не только проработку технической документации, довести «до ума» конструкцию, двигатели, создать физический прототип и провести его испытания. Нужно под все это получить деньги, причем вовремя. Создание экраноплана напрямую завязано на бюджетное финансирование.

И то, что «Проект 2500» пока жив, является заслугой его разработчиков и вдохновителей, потому что деньги поступают неаккуратно, задерживаются или не выплачиваются вовсе. Из-за этого работы пробуксовывают, договора с подрядчиками срываются. При идеальной работе (и четком поступлении денег) на полное завершение создания машины понадобится до 20 лет. Однако реальное время может быть и больше. Рассчитывать, что экраноплан будет выпускаться серийно уже завтра, не приходится – дай Бог, чтобы взлетел реальный прототип для начала.

Кстати, Boeing завершает собственный экраноплан Pelican, который будет представлен в 2015. Его грузоподъемность составит 1200 тонн. Не опоздать бы нашим авиастроителям в очередной раз.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}