Частная школа в России

12 августа 2013, 10:47 4374

Представление о том, что частная школа очень дорогая, и именно поэтому гарантирует высочайший уровень образования – не более чем заблуждение. Это подтвердили исследования экономистов, которые провели глубокое исследование вопроса. Элитарность вовсе не означает получения качественных знаний, а частная школа в России может отличаться от обычной только ценой.

В основу анализа положены собранные специальной Программой оценки учащихся PISA данные. По всему миру оцениваются выборочно знания по основным предметам (математика, чтение, естествознание) пятнадцатилетних ребят. Затем полученный средний бал обычного ученика сравнивали с показателями «платного» ребенка. Что получили в результате?

Больше денег – совсем не означает больше знаний

частная школаЧтобы сравнить стоимость образования, проводился анализ бюджета учебных заведений. У нас в стране государственное образование родителям почти ничего не стоит. А частная школа в России, напротив, на 100% существует за их деньги. При этом средний показатель знаний здесь только на 20 пунктов выше, чем в государственной (отечественный средний балл составляет 450-480 всего).

В отсталых странах (Катаре, Венесуэле, Киргизии или Панаме) качество образования реально зависит от уровня оплаты – лучше условия и учителя. У нас, по статистике, даже за большие деньги качество обучения нисколько не выше. Так что же такое частная школа в России – родительские понты, особый статус для привилегированного ребенка, стремление выделиться, обман заведения? Почему учиться в ней престижно и перед расходами не останавливаются?

Как проводится отбор и какие выдвигаются требования

отбор в частную школуАнализируя степень элитарности учеников, авторы исследования убедились, что особых условий и требований отечественная частная школа не предъявляет. Редко обязательным условием поступления являются отличные знания или рекомендации. В большинстве стран требования не отличаются от государственных учебных заведений. Возможно, поэтому и разница у выпускников минимальна.

Только в некоторых странах (Великобритания и Катар, к примеру) она резко отличается в пользу частных школ. В Румынии наблюдается обратный процесс – здесь в государственных заведениях отбор жестче и выше показатели. У нас же, похоже, основным критерием является платежеспособность родителей.

Может быть, чем дороже, тем выше контроль успеваемости и жестче дисциплина? Отнюдь. Согласно той же статистике, именно «государственные» ученики находятся под более пристальным вниманием, а успехи и неудачи «платных» чаще замалчиваются. И родители даже не подозревают, какие проблемы с учебой у их чада.

Что касается дисциплины, частная школа в России практически не отличается от общеобразовательной. Этот показатель заметно отличается в Турции и Румынии, где бесплатное образование ужесточает требования к дисциплине. В Черногории и Киргизии, напротив, строгость поддерживается лучше в платном сегменте.

Большие нагрузки и высокие стандарты

высокие нагрузкиЕще один миф, который развеяли исследователи. Частная школа в большинстве стран предлагает практически аналогичную программу обучения. Однако в некоторых государствах, к которым относится и наша страна, имеются более глубокие программы по изучению профильных предметов (иностранные языки, математика или гуманитарные науки). В целом нагрузка на ученика примерно одинакова и кардинально не отличается.

Казалось бы, частная школа в России может гибче подходить к выбору программ и учебников, внедрять передовые методики, включать в процесс дополнительные курсы. Однако по факту они отстают в этом от государственных, которые подходят к учебному процессу гораздо гибче.

Подводя общий итог, можно сделать парадоксальный вывод о том, что частная школа в России если и лучше общеобразовательной, то минимально. Требования к ученику, уровень дисциплины, подход к учебному процессу и результаты практически одинаковы. Самостоятельности и оригинальности при составлении программ нет. Результат (качественно образование) не гарантируется. Однако за все это приходится платить немалые деньги.

В чем причина популярности всевозможных лицеев, коллегиумов и колледжей? Скорее всего, мнение о них сложилось благодаря единичным государственным заведениям со строгим отбором и реально высокими результатами обучения. Их выпускники с легкостью поступают в лучшие вузы, обладают глубочайшими знаниями. Под этим прикрытием предприимчивые бизнесмены открывают коммерческие предприятия под названием «лицей», в которых дети получают только больше комфорта в процессе обучения. Этот комфорт и оплачивается родителями. Сегодня в России всего 213 подобных предприятий (это 0,23% от общего количества), которые не делают погоды в стране. В большинстве случаев это просто бизнес.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}