Коррупция в РЖД

19 июля 2013, 12:45 7496

Железные дороги всегда были супер прибыльным предприятием. Однако, как и большинство государственных предприятий, они в последние годы не только показывают снижение темпов роста, но и теряют прибыль. Коррупция в РЖД, неэффективное управление на фоне слабого контроля – вот основные причины накопившихся проблем.

Официальная статистика доходов и рентабельности

снижение доходов РЖДСогласно опубликованным данным, прошлогодняя прибыль от перевозок пассажиров и грузов упала вдвое (сократилась на 54%). Успех 2011 некоторые объясняют реализацией «Первой грузовой компании», которая и определила высокую расчетную базу для 2012 года (выручка за 75% акций ПГК составила 125,5 миллиарда). Но 78 миллиардов прибыли по итогам года – не тот показатель, на который рассчитывало государство.

К тому же упала и рентабельность – до 21%, что на 3 процента меньше позапрошлогоднего значения. Показатель EBITDA (общий уровень дохода, без учета амортизационных расходов РЖД, налогообложения и процентов) составил почти 320 миллиардов, выручка повысилась до 1,54 триллиона (рост – 4,2%).

По состоянию на сегодня компания принадлежит государству полностью. Дорога в качестве монополиста управляет подвижным составом и локомотивами, а также вокзалами и путями. Правительство уже неоднократно обсуждало возможность передачи части акций компании частному капиталу, чтобы повысить эффективность ее работы.

Почему коррупция в РЖД неистребима?

коррупция в РЖДЕжегодно всплывают скандалы, заводятся дела, проводятся судебные заседания, однако кардинально ничего не меняется. В РЖД коррупция, похоже, является стилем работы, при котором в качестве вознаграждения за «усердный» труд каждый руководитель имеет право «окучивать» подведомственный ему участок. И стесняться при этом не положено.

Один из последних скандалов – закупка вентиляторов, которые должны были в жаркий период обеспечивать комфорт машинистам подвижного состава. Забота о сотрудниках – святое дело, здесь можно «саккумулировать» кругленькую сумму, а коррупция в РЖД каждый раз поражает масштабом, мелкие суммы здесь вообще не интересны.

В заботе о машинистах были закуплены по 4 вентилятора на электровоз (достаточно много). Каждый обошелся, в зависимости от аппетитов ответственных, от 42 до 69 тысяч. За такие суммы можно было приобрести эксклюзивную технику вроде климат-контроля, но зачем? Куплены обычные вентиляторы по стартовой цене чуть более 17 тысяч каждый (информация с официального сайта железнодорожников).

Если учесть неизбежные скидки РЖД за опт, то «маржа» ответственным за сделку обломилась гигантская. О какой прибыли и рентабельности предприятия может идти речь, когда все коммерческие проекты реализуются у железнодорожников только так? Коррупционная составляющая в РЖД так и строится – стоимость проектов умножается на два или три, а разница присваивается по вертикали. К слову, половина вентиляторов уже не работает, можно закупать новые, получше.

«Дочки», племянники и другие признаки коррупции в РЖД

РосжелдорпроектПредприятие имеет глобальную структуру, в которой каждым элементом хозяйствования занимается какая-нибудь дочерняя фирма. Причем доходы их в совокупности перекрывают прибыль транспортников. «Дочки» отвечают за проектирование (Росжелдорпроект), строительство, охрану, выпуск шпал, конструкций и плит (Бетэлтранс), связь (Транстелеком).

Именно сюда утекает львиная доля народных денег. В чем же усматривается коррупция в РЖД, ведь многие частные корпорации и холдинги имеют столь же сложную структуру? Просто все эти предприятия контролируются родственниками членов правления или ими самими. А если требуются дополнительные работы, то привлекают подрядчиков по занимательной схеме.

Чтобы стать участником железнодорожного бизнеса (получить подряд или осуществить поставку) мало быть солидной компанией с шикарным предложением. Нужно иметь нужные «выходы» на руководителей монополии, иначе ничего не выйдет. У вас просто не примут объект или забракуют товар в том маловероятном случае, если дадут работать.

По признанию тех, кто давно и не понаслышке знает уровень коррупции в РЖД, не нужно иметь ничего, кроме названия компании и админресурса – все «выигранные» заказы и работы можно перепоручить другим по меньшей цене. А разница – в карман, за исключением 30% отката. Реальный исполнитель зарабатывает минимум.

Еще одна схема хозяйствования, характерная для госпредприятия – продажа активов. Железнодорожники заключают договор с ТМХ-сервисом и перечисляют около 8 миллиардов на сервисное обслуживание. ТМХ-сервис покупает на эти деньги «Желдорреммаш» в собственность. Затем продажа фактически по номиналу при сомнительных торгах ПГК Владимиру Лисину. Тоже отличный пример хозяйствования.

Оказывается, для выгодной покупки чего-либо у предприятия, нужно быть племянником или близким другом руководства. А коррупции в РЖД вроде как и не было никогда.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}