Ошибки планирования в бизнесе

26 июня 2013, 19:20 2294

Определение стратегии работы и развития компании на ближайший и долгосрочный периоды – одна из важных задач для ее владельцев и руководства. Ошибки планирования либо неработающая стратегия ведут фирму в тупик, приводят к застою, снижают эффективность работы сотрудников, уменьшают прибыль и даже приводят к убыткам.

Часто просчеты лежат на поверхности: это либо завышенные амбиции руководства, либо слепое копирование без настоящего внедрения, отсутствие анализа рынка и реальной оценки собственных возможностей. Часто ошибки бизнес-планирования заключаются в постановке абстрактных целей или чрезмерном масштабировании (открытие ненужных филиалов, точек, сетей, представительств). Это приводит к размыванию средств, не добавляя преимуществ и не развивая компанию.

Значение маркетинговых исследований

значение маркетинговых исследованийЕсли стратегия компании только формируется, то ей должно предшествовать исследование, чтобы обосновать и конкретизировать цели. Как можно ставить целью при стагнации рынка ежегодное увеличение прибыли в разы? Если рынок сформирован, зоны влияния давно распределены и годами неизменны, возможно ли новой компании занять его существенную часть с наскока? Зачем развивать региональную сеть, если в регионе товар не востребован или потребители некредитоспособны? Это только некоторые ошибки планирования, которых можно избежать, применив серьезные маркетинговые исследования.

Чтобы правильно выстроить стратегию (бизнес-модель развития на несколько лет вперед), необходимо четко понимать текущие рыночные реалии, свое место и потенциал компании. Нужно искать новые решения и возможности, совершенствовать собственные продукты, развивать каналы сбыта, изучать конкурентов и их опыт. Для этого нужна точная информация и анализ.

Основные ошибки планирования

ошибки планированияПервой является чрезмерная секретность. Только небольшая группа высших управленцев понимает, куда движется компания. В некоторых случаях это обосновано – когда готовится инновационный продукт, не имеющий аналогов, на который делается основной упор.

Однако в случае, когда стратегия направлена на снижение себестоимости, повышение качества работы с клиентами и обслуживание, то соответствующие подразделения должны четко понимать свои задачи. Когда подчиненные работают вслепую, не понимая общего направления развития и конкретных задач, цели достигнуть невозможно. Им нужна мотивация и понимание.

Вторая ошибка планирования – когда высшие управленцы компании заняты текучкой в ущерб стратегическим задачам. Таким образом, сиюминутные задачи получают высший приоритет, а развитие пускается на самотек. В итоге задачи на дальнюю перспективу становятся факультативной прихотью владельца или директора и воспринимаются несерьезно.

От такой ситуации очень страдает бизнес, потому что только топ-менеджер с высоты своего положения видит полную картину мира и обязан просчитывать ситуацию на несколько шагов. Рутинную работу вполне могут выполнять руководители рангом пониже. Директор обязан мыслить в стратегических категориях, определять конкурентные преимущества – и двигаться в этом направлении.

Следующая ошибка планирования заключается в оторванности замысла от текущих потребностей и задач. Простой исполнитель должен получать четкие команды, то есть стратегия должна быть сведена до детализированного операционного уровня. Выполнение мелких действий (производство, складирование, оформление, отгрузка, поставка комплектующих, ведение учета и т.д.) подчинено общему замыслу и направляется руководством.

Что необходимо учитывать

чрезмерная секретностьВ процессе движения к цели обязательно нужны измеримые промежуточные результаты. Заранее определив такие точки с графиком их достижения, можно избежать многих ошибок планирования, вовремя откорректировать работу. Долгосрочный план должен быть живым, а не догмой, чтобы была возможность контроля, анализа и внесения изменений при необходимости. Если все происходит поэтапно, то динамика движения отслеживается, убираются подводные камни, снижаются риски.

Ошибки планирования могут заключаться в неправильно выбранной стратегии. Любой специалист может произвести неверный расчет, дать неправильную рекомендацию или прогноз. Нужно учиться их выявлять (по возможности – на ранних стадиях) и безжалостно исправлять, невзирая на лица. Директор придумал неудачный продукт – откажитесь от него. Владелец распорядился открыть убыточный филиал – доказывайте необходимость его закрытия. В бизнесе управленческое эго недопустимо, если оно не приносит прибыли.

Быть совершенным невозможно, то же относится и к стратегиям. Ошибкой планирования становится стремление к идеалу, желание начать работу только после того, как все подсчитано до мелочей, все предусмотрено, а сбор данных продолжается и продолжается. Необходимо вовремя остановиться и начать действовать, в этом – залог успеха.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}