Северный морской путь

20 июня 2013, 20:55 4183

Северный морской путь (СМП) – превосходная альтернатива Суэцкому каналу и Транссибирской магистрали, которые уже достаточно давно работают в режиме перегрузки. Это кратчайшая морская дорога из европейской России на Дальний Восток, обслуживающая арктические порты и крупные реки Сибири. Летом 2009 года коммерческое освоение СМП вышло на новый уровень. 2 судна, принадлежащие компании Beluga, прошли по нему в Роттердам из Северной Кореи. При этом экономия на каждый из грузовозов составила свыше 300 тыс евро по сравнению с расходами по маршруту через Суэцкий канал.

Достоинства СМП

перспективы СевморпутиЕсли через Суэцкий канал из Мурманска в японскую Икогаму плыть приходится 12840 морских миль, то через СМП – всего 5770. А выгодное географическое положение последнего говорит о колоссальной экономии времени и финансовых средств его основных пользователей. Для «Норникеля», «Газпрома», «Лукойла», «Роснефти» и «Росшельфа», а также отечественных компаний, занимающихся международными грузоперевозками, Севморпуть является весьма привлекательным вариантом. Здесь нет очередей, а также полностью отсутствует риск пиратских нападений. Кроме того, на проход судна по данному маршруту нет пошлин, а только ледокольный сбор.

Также стоит отметить такое преимущество Северного морского пути, как малая продолжительность рейса. Благодаря этому компании-перевозчики получают возможность сократить расходы на оплату труда обслуживающего и технического персонала, а также снизить тарифы на фрахт судов. В результате же отсутствия пиратов, каковых в последнее время развелось немало на более интенсивных морских маршрутах, значительно уменьшается стоимость страховки грузов. Благодаря этому СМП в последнее время заинтересовались множество перевозчиков – в 2013 году объем транспортировок превысил 4 млн тонн против 800 тыс в 2011-м.

Суровые условия северного маршрута

Однако на практике Севморпуть оказывается далеко не простым и весьма опасным маршрутом. Основную доля его неудобств припадает непредсказуемым климатическим условиям. Навигация по СМП может осуществляться лишь с июня по октябрь. Кроме того, для поддержании пути в рабочем состоянии необходим флот ледоколов, создание и поддержка которого требует серьезных финансовых затрат. В свою очередь это приводит к повышению транспортных сборов.

Также стоит отметить неразвитую портовую инфраструктуру на протяжении всего Севморпути. Прием крупных судов могут осуществлять только Находка, Владивосток и Мурманск. Строительство же новых или расконсервация построенных еще во времена СССР портов в вечной мерзлоте является весьма затратным. А это значит, что тарифы на обслуживание грузоперевозчиков здесь будут намного выше, чем на южном маршруте.

Статистика и перспективы Севморпути

Росатом-флотСогласно информации, предоставленной Росатомфлотом, в прошлом году СМП воспользовались 46 судов, причем общий объем грузоперевозок превысил 1,25 млн тонн. Если принять во внимание, что в 2010-м по маршруту прошли 43 единицы морского транспорта с объемом груза около 820 тыс тонн, становится очевидным, что у северного пути есть огромные перспективы развития. Буквально через несколько лет перевозки здесь могут превысить показатель 10 млн тонн/год. Об этом несколько дней назад заявил российский премьер Дмитрий Медведев.

Также он сообщил, что для достижения подобного результата требуется обеспечить нормальные условия труда на всем протяжении Севморпути, а также нужна соответствующая инфраструктура. В настоящее время программа освоения, а также проект администрации находятся в зачаточном состоянии. Поэтому Медведев призвал ответственные структуры ускорить процесс.

флот ледоколовМежду тем у Северного морского пути пока что отсутствует определенность в правовом статусе. Ранее он позиционировался в качестве внутреннего маршрута, который принадлежит РФ. Благодаря этому государство устанавливало свои требования к перевозчикам и порядку движения судов в территориальных водах. Однако с ростом привлекательности СМП эксклюзивные права России на него стали все более часто оспаривать соседние государства.

Серьезным препятствием к освоению является также хрупкая экологическая система региона. Любая транспортная авария может иметь самые непредсказуемые и печальные последствия. При этом переоборудовать суда под более строгие экотребования пока что могут позволить себе далеко не все грузоперевозчики. Таким образом, для того, чтобы Севморпуть из теоретической превратился в реальную альтернативу Суэцкому каналу, Росси придется потратить немало усилий и финансовых средств. Кроме того, чтобы отстоять права на этот маршрут, нашей стране придется использовать все свое влияние в практически мировом масштабе.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}