Психология конфликтов в бизнес-среде

11 апреля 2013, 11:21 3082

Зарождение противостояния

зарождение конфликтаВ современном мире в бизнес-среде сосуществуют люди с разным образованием, должностью, статусом. Это неизбежно приводит к столкновению интересов. Причин для раздора может быть множество. Самыми распространенными являются недопонимания при решении профессиональных задач, при распределении ресурсов и поощрений, неудовлетворенные амбиции, разногласия в личных вопросах. Игнорированием возникающих сложностей добиться разрешения ситуации сложно. В результате все может повториться с удвоенной силой, поскольку присоединятся новые участники.

В больших организациях стрессовый фактор усиливается, поскольку личностные особенности сотрудников могут некорректно проявляться. У всех есть как свои достоинства, так и недостатки, поэтому отношения складываются по-разному. В процессе достижения согласия и взаимопонимания нередко возникают трудности и споры. Для качественного разрешения противоречий очень важно определить психологию конфликта, поскольку поведение человека зависит не только от его личных характеристик, но и от социальной среды.

Психология конфликта

этапы конфликтаКлассическая психология конфликта не учитывает многие условия, возникающие в бизнес-среде. Очень часто возникает непонимание, которое вызвано двоякостью мнений или противоречиями в рабочих ситуациях. Однако это не является неразрешимой проблемой. При правильной позиции руководства сложившуюся ситуацию можно использовать для рассмотрения важных вопросов с разных сторон, чего невозможно добиться при едином понимании. Психология конфликта заключается в наличии разногласий и противоречий, которые вызваны различиями в поведении сотрудников.

Разногласия могут возникать между субъектами одного уровня или между руководителем и подчиненным, между группами сотрудников, в результате нарушения технологических процессов, неудовлетворительной заработной платой или по другим причинам. Психология конфликта выделяет три стадии его развития. К ним относится латентный период, стадия открытых противоречий и стадия завершения. На первом этапе могут предприниматься попытки найти оптимальный вариант решения. Если положительная реакция не последует, то начинается открытый период.

Психология конфликта на скрытой стадии характеризуется расширением числа участников, накапливанием количества проблем, переходом от деловой сферы на личностные интересы. Напряженность в бизнес-среде возрастает до уровня стрессовой ситуации. Эмоциональная окраска разногласий может сместиться в сторону негативных чувств, преобладать будет ненависть и неприязнь. В случае несовместимости соперников, последствия могут привести к уничтожению добрых отношений между сторонами, что отрицательно скажется на дальнейшей работе, как отдельных сотрудников, так и фирмы в целом.

Существует несколько основных форм завершения спорных ситуаций. Психология конфликта выделяет такие этапы как урегулирование, устранение, разрешение, угасание, перерастание в новую проблему. В некоторых случаях для устранения противоречий необходимо наличие третьей стороны, которая примет решение. Если произошла потеря мотива к борьбе или появились более серьезные проблемы, то спор может угаснуть сам по себе. Результатом недоразумений может быть деление объекта спора, победа одной из сторон, обоюдный отказ от посягательств на предмет спора.

Психология управления конфликтом

управление конфликтомУправление разладом является целенаправленным воздействием на его динамику. Его основная цель заключается в развитии или разрушении социальной системы, в которой возник спор. Психология управления конфликтами в бизнес-среде включает в себя несколько видов деятельности. Важнейшим из них считается прогнозирование. Оно направлено на выявление причин разногласий в потенциальном развитии. На втором месте находится предупреждение, которое ориентировано на недопущение возникновения сложностей. Основывается этот этап на результатах, полученных во время прогнозирования.

Если предупредить столкновение не удалось, то можно использовать стимулирование. Этот вид деятельности направленный на провокацию. Средства могут быть разными. Чаще всего используется вынесение проблемного вопроса для открытого активного обсуждения. Следующим этапом является регулирование, которое направлено на ослабление и развитие спора в сторону разрешения, что считается заключительным этапом. Разрешение может быть полным или неполным. В первом случае удается устранить причину и предмет разногласий полностью. Во втором устраняются не все источники возникшей проблемы. В любом случае, только поняв причину противоречий, можно принять правильные меры по их предотвращению.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}