Обязательное страхование пассажиров

11 сентября 2012, 20:15 25753

Закон об обязательности страхования

страхование ответственности перевозчиковС начала 2013 года вступит в силу Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков, который коснется всех видов пассажирских перевозок, за исключением легкового такси. Особый статус имеет метрополитен, который освобожден от обязанности страхования своей ответственности. Но если пассажиру наносится вред, метрополитен должен выплатить компенсацию, размер которой аналогичен компенсации, выплачиваемой другими перевозчиками в подобных случаях. Согласно закону о страховании, при причинении вреда жизни пассажира перевозчик должен выплатить 2,025 млн. руб., вреда здоровью пассажира – 2 млн. руб., имуществу – 23 тыс. рублей.

Министерство финансов предлагает два уровня тарифов – без учета и с учетом возможного изменения объема ответственности страховщика. Максимальные тарифы устанавливаются для морского транспорта (страховая премия предлагается в размере 22,48 – 45,25 руб. на одного пассажира). Далее идут авиаперевозки (с премией в 9,87 – 19,87 руб.), международные и междугородние автобусы, пригородные автобусы, поезда дальнего следования. Страховая премия для перевозок городским транспортом определена в размере 0,15 - 0,87 руб., страхование пассажиров пригородных поездов и внеуличного транспорта обойдется в 0,07-0,15 руб. на человека.

Согласно подсчетам Минфина, больше всего будет застраховано пассажиров городских автобусов – 11,5 млрд. человек. При этом одному страховщику достанется около 192 млн. таких пассажиров. По прогнозам министерства, на рынке обязательного страхования будет работать примерно 60 страховых компаний.

Мнения аналитиков

ИнвесткафеАндрей Шенк, аналитик «Инвесткафе», полагает, что частные компании, скорее всего, переложат издержки на пассажиров. Страховка просто будет включена в стоимость билета. Государственным компаниям, обеспечивающим практически весь железнодорожный и городской транспорт, сделать это будет уже сложнее. Поскольку тарифы там жестко регламентируются правительством региона. Повышение тарифов, по мнению эксперта, можно ожидать на услуги междугородних автобусных перевозок, морских перевозок и других видов транспорта, где компании имеют частную форму собственности.

Установленные размеры страховых выплат являются вполне адекватными для обязательного страхования, считает аналитик. Западные компании страхуют гражданскую ответственность самостоятельно, чтобы избежать высоких компенсаций за причиненный вред здоровью или жизни клиента.

Но российские страховики вряд ли воспримут нововведение с энтузиазмом, говорит Шенк. Если они не развивали эту идею самостоятельно, значит, она не является рентабельной и послужит лишь дополнительной нагрузкой на страховые компании. Кроме того, обязательность страхования повлечет за собой жесткий контроль над тарифной политикой компаний, что также будет сковывать игроков этого рынка.

Николай Солабуто, директор по управлению активами компании «Трейд-Портал», соглашается, что со временем перевозчики переложат затраты на обязательное страхование на пассажиров. По его мнению, первыми ощутят повышение тарифов пассажиры авиатранспорта и водного транспорта, последними их заметят пассажиры городского транспорта. Он также отметил, что в России установленные размеры страховых выплат пока значительно ниже международных.

По словам директора петербургского филиала «2К Аудит — деловые консультации /Морисон Интернешнл» Олега Семенова, обязательная страховка естественным образом ляжет на плечи пассажиров. Кроме того, в различных формах страховка уже присутствует на транспорте. Так, международный транспорт, как правило, уже включает страховку в стоимость билета. В авиаперевозках страховка обязательна, а железнодорожные перевозки предлагают добровольную страховку пассажиров. Следовательно, кардинальных изменений ожидать не стоит, считает Семенов.

Перспективы нового страхового рынка определить пока сложно, но уже сейчас понятно, что объем его будет велик, учитывая общий объем рынка пассажирских перевозок. Размер страховых выплат в 2 миллиона рублей аналитик считает вполне адекватным. Такую же сумму государство выплачивает сегодня пострадавшим от стихийных бедствий, и примерно такой же размер помощи выделили в Европе семьям погибших членов экипажа круизного судна Costa Concordia.

Цивилизация рынка пассажирских перевозок

МЭФ-аудитКонстантин Гречухин, начальник отдела методологии оценочной деятельности «МЭФ-Аудит», говорит, что в Америке размер страховых выплат гораздо выше, чем установленный в России – около $3 млн. Но и проезд в городском транспорте стоит в среднем $2,5. Аналитик «Финам» Анатолий Вакуленко отмечает, что часть страховой премии в стоимости билета для пассажира любого вида транспорта в России относительно невелика и составляет не более 1%. Размер премии при страховании составит 3% от цены билета. Потому изменение цен не может быть существенным, так же как и увеличение суммы страховой выплаты.

При этом, полагает Вакуленко, благодаря минимальному увеличению стоимости проезда, пассажиры всех видов транспорта в случае возникновения вреда имуществу, здоровью или жизни получат возможность получения адекватной страховой суммы, гарантированной государством. Таким образом, страхование гражданской ответственности перевозчиков позволит защищать интересы пассажиров существенно лучше, и это сделает рынок пассажироперевозок более цивилизованным, считает он.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}