Правительство хочет усилить давление на должников по ЖКХ

19 мая 2015, 21:01 1572



В правительстве хотят значительно повысить штрафы за задержку платежей за услуги ЖКХ. Однако о том, как и на сколько, продолжаются споры. С начала мая проекты внесения поправок в законодательства были представлены в Госдуму двумя ведомствами: Минстроем и Минэнерго. На сегодняшний день величина пени установлена на уровне в 10% годовых, при том, что в соответствии с законом рассчитывается она в долях от ставки рефинансирования – 1/300 размера ставки с первого дня просрочки.

Штраф за ЖКХПорядок начисления штрафа

Проект Минстроя был внесён в Госдуму в начале мая в качестве поправок к законопроекту об укреплении платёжной дисциплины в сфере ЖКХ. Ведомство Михаила Меня предлагало повысить штрафы за просрочку платежей до 17,7% в год – то есть 1/170 ставки рефинансирования (8,5% по текущему курсу ЦБ), рассчитываемую всё так же с первого дня просрочки. Затем появилась информация, что после обсуждения в комитете по ЖКХ Госдумы было решено начислять штраф с 91-го дня просрочки.

Неразбериха в органах государственной власти

Однако в среду с заявлением об исключении предлагаемой Минстроем поправки выступил депутат от ЕР Валерий Гальченко. По словам парламентария, отмена предлагаемых поправок являлась следствием усилий Общероссийского народного фронта и, как ни странно, самого Минстроя. Тогда же Гальченко заявил, что в комитет по ЖКХ поступил ещё один проект поправок на ту же тему, теперь уже за авторством Минэнерго.Штраф за ЖКХ

Проект повышения пени, предлагаемый Минэнерго, заметно жёстче предыдущего. Он предполагает увеличение штрафа за задержку оплаты услуг ЖКХ до 23,2% годовых. «Гонку поправок» позже разъяснил Михаил Мень: по его словам, увеличение штрафов продвигается ресурсоснабжающими организациями, а в его министерстве, напротив, стараются защитить интересы граждан.«Жёсткий» проект Минэнерго предполагает увеличить пени за просрочку платежей за электричество, тепло, газ, горячую и холодную воду и водоотведение до 1/130 ставки рефинансирования, начисляя штраф с первого дня просрочки. За прочие коммунальные услуги потребителей штрафовать предлагается по той же ставке, но уже с 31 дня, а собственникам нежилых помещений предстоит платить штрафы за все коммунальные услуги с первого дня просрочки.

Ложка меда в бочке дёгтя

Впрочем, кое-где проект Минэнерго предполагает послабление даже по сравнению с действующей версией закона. Так, штрафы неплательщиков за жильё и капитальный ремонт предполагается штрафовать по сегодняшней ставке, но отсрочить начисление штрафа с 1-го дня на 31-ый.Проект Минэнерго предполагает увеличение штрафов для потребителей, самовольно подключившихся к электрическим и тепловым сетям, а также нефте- и газопроводам: для граждан они увеличиваются с 3–4 тыс. до 4–15 тыс. рублей, для должностных лиц — с 6–8 тыс. до 10–100 тыс. рублей, для юридических лиц — с 60–80 тыс. до 100–200 тыс. рублей.Станут наказывать потребителей, нарушивших режим частичного или полного ограничения подачи электричества, тепла, газо- и водоснабжения и водоотведения: штрафы 10–100 тыс. рублей или дисквалификация на два–три года для должностных лиц; 100–200 тыс. рублей штрафа для юридических лиц. 

Штраф за ЖКХМнение эксперта

Корреспондент «Деловых Новостей» попросил политолога Алексея Бондарева прокомментировать инициативу Минэнерго, направленную на удвоение ставок пени за просроченные платежи за услуги ЖКХ:

Резкий рост штрафов за просрочку платежей за услуги ЖКХ – определённо не самое своевременное решение. Оно может даже привести к общему снижению объёма полученных штрафов вследствие того, что увеличится часть неплательщиков, неспособных погасить существующие долги из-за снижения уровня собственного финансового благополучия: потери работы, снижения уровня зарплаты или её невыплаты, других задолженностей – в первую очередь, кредитным организациям. Результатом может стать и рост общественного недовольства – на фоне негатива в пенсионной сфере, разговоров по поводу «майских указов», которые у всех на слуху, рост размера пени за просрочку платежа может быть воспринят, как попытку увеличения тарифов ЖКХ, хотя, фактически, и не будет ей являться. Одним словом, я считаю, что моментное увеличение штрафов вдвое – это неудачное предложение, и вряд ли оно найдёт поддержку среди депутатов. 

Как оно попало в Думу вообще? Вероятно, через лоббистов компаний-провайдеров коммунальных услуг, которые «протащили» эти поправки – причём они поступили спустя две недели после отклонения аналогичной, но более мягкой поправки: здесь, вероятно, сыграл некий временной лаг, когда механизм был запущен раньше, а отработал только сейчас. Не думаю, что это приведёт к реальным изменениям в законе, по крайней мере, в предлагаемом виде.



Комментарии
{**}