Значимость применения концепции BCG для стратегического управления

16 июля 2016, 22:55 710

Бостонская группаКонцепция Бостонской консультативной группы (BCG) стала одной из первых моделей корпоративного стратегического планирования. Эта концепция является результатом исследования, проведенного представителями консалтинговой компании Boston Consulting Group. Концепция BCG может быть полезна для исследования положения определенного продукта или целой компании на рынке с учетом темпов роста рынка определенного вида продукции и долей компании в этом сегменте рынка.

В ходе работы над данной концепцией, исследователи из консалтинговой компании наблюдали за различными фирмами, которые производили 24 основных вида продуктов в семи отраслях промышленности, таких как электроэнергетика, производство бензина, пластмасс, цветных металлов, электрооборудования, а также потребительских товаров недлительного пользования. 

BCG захватила головы управленцев

Эксперты компании пришли к сенсационному на тот момент выводу, согласно которому при удвоении объемов производства, происходит значительное снижение издержек, в размере от 10 до 30 процентов. Таким образом, в ходе исследования, представители Бостонской консультативной группы вывели прямую зависимость издержек производства от объема выпускаемой продукции, а, следовательно, и доли компании на определенном рынке. К 1970 году, концепция BCG легла в основу стратегического управления более чем в ста крупных организациях и стала значительно влиять на процесс стратегического управления и формирования приоритетов развития компаний. Учитывая огромный интерес к результатам собственных исследований, консалтинговая компания выстроила модель, позволявшую делать выводы о состоянии стратегических бизнес единиц компании. 

В модели много внимания уделено потокам денежной ликвидности компании. В зависимости от стадии жизненного цикла бизнеса или продукта, денежная масса либо накапливается, либо реинвестируется. В случае если продукт находится на финальном этапе жизненного цикла, инвестиции не осуществляются, а, следовательно, накапливается излишек. Концепция BCG в качестве основной коммерческой цели компании рассматривает увеличение нормы и массы прибыли. Для достижения этой цели, предполагается четыре направления стратегических решений: 

В модели много внимания уделено потокам денежной ликвидности компании. В зависимости от стадии жизненного цикла бизнеса или продукта, денежная масса либо накапливается, либо реинвестируется. В случае если продукт находится на финальном этапе жизненного цикла, инвестиции не осуществляются, а, следовательно, накапливается излишек. Концепция BCG в качестве основной коммерческой цели компании рассматривает увеличение нормы и массы прибыли. Для достижения этой цели, предполагается четыре направления стратегических решений: 

Увеличение доли компании на рынке;

Сохранение доли компании на рынке;

Использование положения бизнеса компании на определенном рынке;

Продажа стратегической бизнес единицы или её перепрофилирование;

Матрица BCG  выстраивается с учетом динамики роста рынка – данный показатель отражен на оси ординат. Ось абсцисс символизирует коэффициент конкурентных позиций компании на рынке относительно главного конкурента. Традиционно её разделяют на две области – точкой разделения выступает коэффициент 1,0. Подобное разделение позволяет выделить продукцию или бизнес единицы, которые имеют успешные или, наоборот, недостаточные позиции на рынке. В результате рассмотрения продукции или деятельности бизнес единиц сквозь призму матрицы BCG, руководство компаний может провести следующую классификацию собственных бизнес единиц:

Типология СБЕ

Собаки – данный товар или бизнес отрасль характеризуется низкой долей компании на конкретном товарном рынке, которые развивается медленными темпами. Зачастую продукты или сегменты бизнеса, которые попадают под эту категорию, приносят либо очень незначительную прибыль, либо и вовсе убыточны для компании. Управление бизнес единицей довольно проблематично, поскольку слабо развивающийся рынок практически полностью контролируется конкурентами. 

Трудные дети – товары или СБЕ, которые относятся к категории "Трудные дети", ознаменовываются низкой долей компании на высокорастущем рынке. Низкая доля фирмы, означает, что данный сегмент убыточен. Компании, которые имеют подобные позиции на определенном рынке, вынуждены инвестировать большой объем денежной массы для соответствия темпам роста рынка. Данная категория бизнеса может в дальнейшем стать прибыльной для компании, по мере роста рыночной доли, либо полностью убыточной, в случае, если не удастся отвоевать часть рынка у конкурентов.

Дойные коровы – данная область бизнеса компании является достаточно высокодоходной. Продукция или сегменты бизнеса, которые относятся к данной категории, занимает весомую долю на зрелом и слаборастущем рынке. Потоки денежной ликвидности, получаемые от этого сегмента, позволяют финансировать остальные области бизнеса компании, поскольку "дойные коровы" не требуют больших инвестиций.

Звезды – под этим термином обычно понимают сегменты бизнеса компании, которые функционируют на новом и быстрорастущем рынке с высокой относительной долей компании на нем. Операции, проводимые в данном сегменте, приносят большую прибыль. Однако, товары, относящиеся к "звездам" требуют большого объема инвестиций на разработку и удержание рыночной доли, что может привести к серьезному дисбалансу выручки и расходов. 

Экспертный взглядБостонская группа

Виталий Брунов, аналитик Центра энергетических исследований: Использование матрицы Бостонской консультативной группы позволяет руководителям компаний проводить анализ собственных позиций по различным категориям товаров и видам бизнеса. В зависимости от сложившейся ситуации, менеджмент, разрабатывая стратегический план, принимает решение об инвестировании средств в тот или иной сегмент или вид товара – четкое понимание текущего состояния и динамики рынков позволяет наиболее успешно перераспределить финансовые потоки и обеспечить стратегическую безопасность компании. 

Стоит отметить, что матрица BCG не является безупречной – в рамках моделирования не учитывается большое количество факторов, которые могут привести к радикальному изменению доли рынка конкурентов или самой компании, а само понятие "доля рынка" имеет гипертрофированное значение. Проведение анализа с помощью матрицы BCG чаще используется успешными менеджерами в совокупности с другими методиками проведения анализа – результаты не должны восприниматься истиной в последней инстанции. 



Комментарии
{**}