Перспективы развития Таможенного Союза и ЕАЭС

12 июня 2016, 18:11 1422

ЕАЭсТаможенный Союз с 2010 года объединяет экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. В рамках союза, страны получили возможность вести беспошлинную торговлю, за исключением защитных и антидемпинговых мер. В разное время с момента создания Таможенного Союза свое желание вступить высказывали разные государства. Так, о своем намерении в 2011 году заявили Киргизия и непризнанная республика Приднестровье. В 2012 году список пополнился Таджикистаном. В 2013 году обозначили вектор в сторону ТС – Сирия, Армения, Абхахия, Южная Осетия.

Единое Экономическое Пространство

С появления 1 января 2012 года Единого Экономического Пространства, возник 165 миллионный рынок, что значительно увеличило возможности для предприятий, работающих в этих странах. По мнению Ксении Петровны Боришполец, это объединение имеет значительный потенциал, который будет реализован по мере того, как накопиться достаточно опыта функционирования Таможенного Союза. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин указывал в своей статье «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня», опубликованной в газете «Известия», что именно Единое Экономическое Пространство задумывалось, как первый привлекательный для простых граждан проект, который должен был способствовать усилению интеграционных связей между государствами-участниками.Российский лидер отмечал, что ослабление таможенного контроля, наподобие стран-членов Шенгенского соглашения, избавит людей от «унизительных» проверок на границах, позволит им свободно перемещаться, выбирать место учебы и жительства. Владимир Путин особо отметил тогда значимость этого решения, упомянув в контексте, что даже в едином Советском Союзе у жителей не было подобной привилегии из-за ограничивающего института прописки.

Евразийский Экономический СоюзЕАЭС

С 1 января 2015 года начал функционировать Евразийский Экономический Союз, в который вошли Белоруссия, Россия и Казахстан. Это новый - третий этап интеграции, который должен стать логическим продолжением Таможенного Союза и Единого Экономического Пространства.

Отличием от предыдущих интеграционных объединений стала координированная экономическая политика, особенно в таких отраслях как сельское хозяйство и промышленность. Особо выделяются энергетический сектор и создание единой транспортной инфраструктуры. 

Граждане трех стран получили возможность пользоваться образовательными и социальными программами любого государства участника, а также право на равных условиях устраиваться на работу и проживать на всей территории союза.

Интеграционный союз объединит более ста семидесяти миллионов граждан – половину жителей бывшего Советского Союза. На международной арене, страны-союзницы будут выступать единым фронтом. Если считать совокупную долю в мировой экономике – союз является пятой экономикой на планете, а его потенциал на 15 – 20 лет – рост до четвертой позиции, прогнозируют союзные лидеры. На данном интеграционном этапе планируется создание единого Центрального Банка и введение общей валюты, однако это вопросы, скорее, на перспективу, чем на ближайшие годы . 

Договор о создании союза был подписан в Астане 29 мая 2014 года лидерами трех стран – участниц. Многие оппозиционные аналитики стран постсоветского пространства, заявляющие о недопустимости попыток возрождения СССР, начали заявлять о том, что Москва начала усиленный процесс собирания земель, растерянных после краха Советской Империи. 

Однако, доводы противников усиления интеграции о попытках России прищемить национальный суверенитет стран-членов ЕАЭС разбиваются о трудности, возникшие в рамках переговорного процесса по созданию Евразийского Союза. Даже во время последней встречи трех лидеров перед подписанием договора, которая прошла 29 апреля 2014 года в Минске уладить все противоречия не удалось. В частности, Александр Лукашенко заявил тогда о необходимости для начала создать «полноформатный Таможенный Союз», которого, по мнению Лукашенко, еще не было.

Белорусский лидер обозначил столь недружелюбную по отношению к партнерам позицию, поскольку его не устраивали ограничения, накладываемые на движение некоторых товаров в рамках Таможенного Союза. По действовавшим договоренностям, Минск не имел право беспошлинно экспортировать продукцию, произведенную на территории Белоруссии из российских энергоносителей. Сумма, перечисляемая в российский бюджет, составляла около 4 миллиардов долларов ежегодно, что не устраивало белорусскую сторону. 

По планам Коллегии Евразийской экономической комиссии, лишь в 2025 году страны должен объединить единый рынок нефти и газа, нефтепродуктов и товаров, произведенных из них, а положения для каждого из этих рынков должны быть выработаны уже в 2016 году. 

Аналитики оценивают потенциальные убытки России от внесения изменений в механизмы сотрудничества в нефтегазовой сфере с Белоруссией в сумму более 33 миллиардов долларов в год. Для того, чтобы компенсировать послабления Белоруссии, в России придется изменить внутреннюю политику на продажу топлива. 

В частности, пересмотру будет подлежать налогообложение в сфере продажи авиационного керосина, в настоящий момент он продается без дополнительных акцизов . Более того, увеличению могут быть подвержены акцизы на розничную торговлю топливом, что также приведет к удорожанию этого стратегически важного товара. Цена на топливо напрямую влияет на издержки при транспортировке товаров, следовательно, отечественные производители будут  нести дополнительные издержки и будут вынуждены поднимать стоимость своей продукции. 

ЕАЭСНеправительственные Организации

На постсоветском пространстве действуют неправительственные организации, которые тоже, в свою очередь, усиливают сотрудничество и укрепляют интеграционные связи. По мнению российского руководства, в ближайшей перспективе необходимо на высшем уровне поощрять подобную деятельность, довести ее активность, хотя бы до уровня сотрудничества НПО ведущих западных стран. 

Несколько лет назад организации стран ТС начали перенимать опыт по вопросам мониторинга оказания государственных услуг населению государств. По мнению руководителей проектов, данная практика позволит улучшить социальную защищенность граждан, их доступ к государственным услугам, оказываемым на всех уровнях. Неправительственные организации также привлекаются к унификации тарифов, а также законодательных норм стран членов ТС. Конкретным примером сотрудничества можно назвать разработку единого антитабачного закона, призванного защитить права некурящих граждан на территории трех республик . По мнению исполнительного директора Гражданского альянса Казахстана Алины Хаматдиновой, сотрудничество неправительственных организаций стран Таможенного союза, путем проведения социальных акций, позволит укрепить интеграцию государств, поскольку заинтересует таким образом население Белоруссии, Казахстана и России. Эксперт отмечает, что у неправительственных организаций региона есть общие проблемы и интересы, что может подтолкнуть их к более углубленному взаимодействию.

Таким образом, можно сделать вывод, что усилия, производимые Россией и другими странами, стремящимися к более тесной интеграции не напрасны, потенциальная выгода для стран участниц – огромная,. Однако, на пути к интеграции, стоит решить некоторые проблемы и понести определенные издержки, что может в краткосрочной перспективе негативно сказаться на бюджете России, которой придется нести основной груз ответственности. 




Комментарии
{**}