Политологические подходы к изучению феномена интеграции

12 июня 2016, 17:22 435

Политическая интеграцияИзучение феномена интеграции получило свое начало в середине XX века, с момента усиления европейской интеграции. Политология XXI века насчитывает различные концепции интеграции, по-разному объясняющие причины и последствия сближения государств.

Основные взгляды

С точки зрения политологии, интеграцию следует рассматривать как институциализация политического процесса между двумя и более государствами. Одной из наиболее распространенных теорий в западном мире считается функционализм, разработанный Дэвидом Митрани в межвоенный период. Согласно этому подходу «связи двух государств в различных сферах, при определенной степени их развития, провоцируют создание наднациональных структур для оптимизации сотрудничества». Четкое разделение секторов и функциональных сфер, сформулированное Дэвидом Митрани,  миинимизирует конфликты между странами, за счет «рационального регулирования вопросов, стоящих на совместной повестке дня».

Главным актором интеграции по версии Митрани должна выступать хозяйственная единица, то есть крупные предприятия, банки, общественные организации, а не политические институты.

Функционалисты полагают, что региональное деление должно происходить не на основе географических предпосылок, а согласно экономическим отношениям государственных образований. Так, например, в случае сотрудничества государств в развитии железнодорожных сетей, функционалисты видят необходимость осуществлять его в рамках одного региона. В противовес вышеуказанному примеру, сторонники функционализма ставят развитие авиации, которое невозможно без участия авиастроительных компаний из разных частей света: «функциональное измерение… определяет само себя». Политическая интеграция

Итогом интеграции, согласно мнению приверженцев функционалистского подхода является создание в несколько этапов функциональных организаций, объединяющих таковые различных регионов, то есть специализированных организаций в мировом масштабе.

Продолжением функционалистской теории интеграции является неофункционализм, отцом-основателем которого считается Эрнст Хаас. Он рассматривал интеграцию, как передачу политической активности и лояльности новому центру, который обладает контролем над соответствующими институтами государства. Основной задачей интеграции неофункционалисты считали смену лояльности элиты, обозначаемое ими «эффектом системной трансформации» и создание новой идентичности.Джозеф Най, который, также, является представителем неофункционализма, рассматривает в качестве основополагающего вопрос о “политической целесообразности” любого интеграционного процесса. Посредником интеграции выступают межгосударственные организации и неправительственные акторы.

Согласно коммуникационной теории Карла Дойча, взаимодействие государственных акторов выливается в создание «пояса безопасности». Исследователь считал, что важную роль в интеграционных процессах играют не только государственные элементы, но, также общественные объединения, группы влияния, политические деятели и партии, а также представители крупного бизнеса.

Исследования Барри Бузана, который разработал теоретические подходы к объяснению интеграционных процессов с точки зрения создания комплексов безопасности, помогают посмотреть на этот феномен под другим углом. Автор считает, что угрозы безопасности современного мира, зачастую, связаны с географическим расстоянием и до сих пор имеют территориальный характер, несмотря на общую тенденцию глобализации. Следовательно, региональные кластеры безопасности выступают ячейками, в рамках которых происходят интеграционные процессы.

Политическая интеграцияМнение эксперта

О том какие политологические подходы наиболее актуальны сегодня, корреспондент информационного агентства «Деловые Новости» узнал у политолога Александра Костина. По словам собеседника «ДН», природа интеграционных процессов стала настолько сложной сегодня, что нельзя выделить единственно верной точки зрения: «Современные международные отношения и мировая политика стали настолько запутанными и сложными, ввиду большого количества связей как между государственными акторами, так и неправительственными учреждениями, что значительно усложняет процесс определения единственно достоверного подхода к оценке причин и следствий интеграционных процессов. Становление новых акторов лишь усилит эти противоречия и усложнит процесс анализа того или иного интеграционного процесса».



Комментарии
{**}