Основные теоретические школы менеджмента

12 мая 2016, 19:10 734

 

МенеджментМенеджмент как научное направление впервые был обозначен представителями школы научного менеджмента – Тейлором, Гантом и Эмерсоном.  По мнению этой группы ученых, с помощью научного подхода можно было оптимизировать работу предприятий. На практике это означало применение наработок инженерных наук в управлении производственными процессами нижнего звена. Представители школы научного менеджмента выступали за стандартизацию не только техники производства – Тейлор, в том числе утверждал о необходимости усовершенствования системы организации и поощрения труда. 

 

Основой работы предприятия Тейлор и его сторонники считали разделение работы на автономные, программируемые единицы и их дальнейшее объединение в единый механизм, после проведения анализа о затратах времени на выполнение одной операции  и переключения работника с одной единицы труда на другую. 

Несмотря на то, что эта концепция дала старт зарождению науки о менеджменте – по прошествии короткого периода времени стало понятно, что менеджмент должен быть связан далеко не только с внутрицеховыми процессами.

Школа "Человеческих отношений"

Применение системного подхода к науке привело к зарождению школы «человеческих отношений» в 30-е годы ХХ века. Это направление получило бурное развитие в 40-60-е годы и стало полноценной теорией организации, как социальной системы. Транслирование достижений психологии и социологии на науку об управлении персоналом и предприятиями стало фундаментом этого направления мысли. Менеджмент

Основоположником школы человеческих отношений принято считать Э. Мэйо, который считал, что проявление внимания к сотрудникам со стороны менеджмента, значительно увеличивает производительность труда функциональной единицы и лояльность сотрудников к компании. Сторонник Мэйо Р. Оуэн в своих размышлениях добавлял – предприятия уделяют много времени на ремонт и обслуживание механического оборудования и средств производства, не обращая внимания на "живые машины" – людей, которые также иногда нуждаются в поддержке и помощи. 

"Количественная школа"

МенеджментРазвитие математики и компьютерных технологий в 60-е годы привело к очередному всплеску интереса к науке об управлении – «количественная школа» менеджмента основывалась на разработке и применению моделей с использованием количественных методов. Представители «количественной школы», такие как Голдберг, Акофф и Бир рассматривали предприятие, как социальную систему, анализ деятельности которой можно провести с помощью математических методов и электронно-вычислительных машин. Более того, ученые занимались выведением принципов, общих для предприятий, с помощью синергической методологии – в дальнейшем этот подход стал именоваться «эволюционным менеджментом». Эта теоретическая школа подарила миру такие научные подходы, как мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент , которые в дальнейшем легли в основу теоретической и практической деятельности последующих ученых и менеджеров. 

Наработки различных школ менеджмента стали прочным фундаментом для появления и развития стратегического менеджмента, который стал основой деятельности предприятий на современном этапе. Без теоретических работ ученых-фундаменталистов в области менеджмента, развитие нового направления было бы невозможным. Недопонимание принципов, выработанных исследователями менеджмента негативно сказывается на внедрении стратегического менеджмента на предприятии, поскольку налаживание работы внутри предприятия является одним из столпов достижения стратегических приоритетов компании.



Комментарии
{**}