Москва отвыкла от киосков

13 октября 2015, 22:51 653

МороженоеВ 2015 году московская мэрия озаботилась рынком нестационарной торговли в столице: было решено демонтировать все существующие конструкции, возведя на их месте новые с соблюдением единого регламента их устройства. 

В результате, по истечении весной 2015 года договоров на размещение торговых павильонов для более, чем 5 тыс. торговых палаток, они оказались размещёнными вне закона: значительную их часть снесли в течение года, а владельцы оставшихся киосков признают, что их могут снести в любой момент. «Когда-то у меня было 210 киосков, сейчас осталось 42. На 40 киосков у меня нет сейчас ни прав, ни документов — в любой момент могут снести, когда мои места понадобится выставить на аукцион», – приводит «РБК-дейли» слова Сергея Куранова, совладельца компании «ИнтерАйс», владеющей сетью киосков с мороженым в столице.

Московские власти предлагают условия аренды

Взамен московские власти предложили арендовать у города новые возводимые павильоны, определяя арендатора в ходе аукциона на повышение арендной ставки. Правда, к началу октября город успел построить только 74 торговых павильона, из которых лишь 59 удалось сдать в аренду через аукцион.

Следующие торги на определение арендаторов должны были состояться в начале октября, однако московские власти объявили об их переносе на конец месяца и на ноябрь. При этом, несмотря на то, что построенных павильонов явно не хватит для замещения снесённых, в московском правительстве не намерены отказываться от масштабных планов по созданию новых торговых павильонов. В начале сентября глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк сообщил о том, что город планирует завершить замену павильонов на новые к концу 2016 года. Сумму затрат на осуществление этих планов оценивают в 10 млрд. рублей – исходя их расценок 1,3 млн. рублей на каждый павильон из 7,5 тыс.Мороженое

При этом сами аукционы едва ли можно назвать привлекательными для бизнесменов. Особенно это касается киосков, расположенных в удалённых от центра районах города. Выручка у киосков невелика, поэтому для обеспечения рентабельности необходимо иметь минимальную арендную ставку. Однако, как отмечают представители рынка, на аукционы сейчас приходят люди без опыта в этом бизнесе, надеясь выиграть от перераспределения рынка. Не зная специфики, они значительно завышают ставки, не давая возможности остаться на рынке компаниям с опытом.

Особенно это касается представителей «сезонных» киосков, в первую очередь – мороженщиков. Зимой выручка киосков с мороженым падает в разы, и чтобы оставаться на плаву, владельцы киосков добиваются в мэрии права на торговлю в них горячими напитками: кофе и чаем. Однако пока в мэрии не намерены давать это разрешение: допуск продажи горячих напитков рассматривается только для киосков печати.

Мнение эксперта

ПалаткаПредприниматель и независимый эксперт в области малого и среднего бизнеса Александр Хау прокомментировал для «Деловых Новостей» ситуацию с уличными киосками в Москве:

Условия для московских киоскеров сейчас более, чем жёсткие, отсюда проблемы и с арендой существующих объектов, и с созданием новых. Обеспечить рентабельность киосков в непопулярных точках очень сложно не столько даже из-за высокой арендной ставки, задираемой на аукционах, – последние из построенных и выкупленных объектов вообще ушли по стартовой ставке, – сколько из-за того, что в условиях жёсткого регулирования, которое есть сейчас в Москве в этой сфере, добиться прибыльности от киоска очень сложно.

Причём жёсткие требования касаются всего, самое, наверно, важное – регулирование внешнего вида витрин. Когда киоскер не может, – ему город запрещает, – выставить товар на витрину, оформить её привлекательным образом, – это же очень сдерживает покупательскую активность. Клиент просто мимо пройдёт и не заметит киоск, и купит тот же товар в свой следующий визит в супермаркет. То есть это такое перераспределение выгод идёт. Сюда следует добавить, что из-за высоких издержек киоски, разумеется, проигрывают крупным сетевым магазинам в смысле привлекательности цены.

Если уж говорить о перераспределении, то в таких условиях, когда регулирование максимально жёсткое и издержки велики по сравнению с оборотом, выигрывают всегда крупные компании, которые могут позволить себе минимальную рентабельность или вообще готовы отложить точку выхода на рентабельность максимально далеко без риска для себя. А вот малые компании и ИП такого себе позволить не могут, и поэтому такое регулирование бьёт, прежде всего, по ним. А ведь в Москве ещё сейчас большие проблемы с переводом площадей на первых этажах жилых домов в коммерческие – так что с площадями для малых компаний будет совсем туго. 



Комментарии
{**}