«Шёлковый путь» испытывает проблемы с финансированием

28 сентября 2015, 17:44 1134


Шелковый путьВ ГК «Автодор» оценивают потребность в капитале проекта транспортного коридора от ЦКАД до Китая в 784 млрд. рублей на строительство и 407 млрд. рублей на эксплуатацию в 2025-2050 гг. Строительство магистрали позволило бы соединить Китай и Европу, значительно ускорив доставку грузов по сравнению с используемыми сейчас морскими торговыми путями.Дорога должна пройти по территориям России, Казахстана и Китая, общая протяжённость пути составит 8,5 тыс. км. При этом российский участок – самый короткий, «всего» 2189 км. Строительство российской части коридора включает в себя проекты ЦКАД и трассу М11 «Москва – Санкт-Петербург», и в совокупности оценивается в 1,261 трлн. рублей. Дорога должна быть построена до 2025 года.

Регионы показывают разную степень готовности

В ряде регионов, по которым должна пройти магистраль, уже готовят проекты её строительства. В Татарстане проект уже подготовлен, в Башкирии он находится на стадии разработки, а в Оренбурге уже начали проведение землеустроительных работ. 

Среди возможных схем реализации проекта рассматривается ГЧП с созданием отдельных платных участков магистрали. По оценкам ГК «Автодор», потенциально отрезок пути от ЦКАД до Казахстана может приносить 1,014 трлн. рублей за 25 лет эксплуатации до 2050 года.Вопросы финансирования проекта изменились в связи с экономическим кризисом. Изначально предполагалось, что финансирование будут привлекать по той же схеме, что и при строительстве ЦКАД: собственные и заёмные деньги составят до четверти всего объёма финансирование, а остальные средства будут привлечены их госбюджета и из средств ФНБ. Однако после урезания бюджетов расходы на инфраструктуру сократились, поэтому у Минтранса уменьшились возможности для бюджетного участия в проекте.

Китайцы рвутся в бойШелковый путь

Таким образом, на первый план вышло привлечение частных инвесторов – это, в первую очередь, зарубежные компании. Ряд китайских компаний уже выразил готовность реализовать весь цикл создания магистрали, включая проектирование, строительство, финансирование и управление, однако в правительстве надеются отыскать возможности привлечения российских инвесторов – наибольшим потенциалом здесь обладают НПФ, а также крупнейшие банки. Из зарубужных инвесторов в проекте больше всего заинтересованы. «Шандуньские высокоскоростные дороги» и China Communications Construction Company, CECC, Фонд развития Шелкового пути. Также могут быть использованы средства Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Банка развития БРИКС.

Эксперты считают, что найти российских инвесторов для проекта может быть сложно: протяжённость магистрали большая, много времени может уйти на решение вопросов с собственниками территорий, по которым пройдёт новая дорога. Кроме того, российские инвесторы испытывают, скорее, дефицит капитала, поэтому вкладываться в долгосрочные проекты они сейчас не готовы. Вместе с тем и в правительстве не готовы наращивать бюджетные расходы. Таким образом, не исключено, что в итоге реализация проекта будет происходить полностью за счёт китайских инвесторов. 

Мнение эксперта

Эксперт в области международных экономических отношений, мировой экономики и ГЧП Виталий Сорокин прокомментировал для «Деловых Новостей» перспективы строительства «Шёлкового пути»:

ГК "Автодор"Реализовывать «Шёлковый путь» как единый мегапроект с общим генподрядчиком и схемой финансирования будет очень сложно: проект очень большой как в стоимостном, так и в территориальном измерении, поэтому в таком варианте будет сложно найти подходящих инвесторов. Встаёт проблема и с финансированием: господдержка дорожного строительства, по все видимости, сократится, поэтому придётся опираться на частных инвесторов, причём, вероятнее всего, без привлечения зарубежных – в первую очередь, китайских, – компаний проект не обойдётся. 

Китайские компании уже неоднократно заявляли о том, что готовы взять на себя ответственность за полный цикл создания проекта – в принципе, от России им нужно, в первую очередь, территориальное согласие на строительство такой магистрали, которая стала бы для Пекина прямой дорогой в Европе. Стремление России передать строительство собственным компаниям объяснимо: оставаться в стороне от проекта с таким потенциалом было бы совершенно неправильно. Поэтому ищутся схемы привлечения к проекту российских денег. Вполне вероятно, что к финансированию будут подключены бюджеты тех российских регионов, по территории которых пройдёт магистраль. Для того, чтобы снизить риски для инвесторов, проект разумно будет поделить на участки, такие небольшие куски, которые инвестору будет «проще проглотить». 



Комментарии
{**}