МАКС не оправдал коммерческих надежд

12 сентября 2015, 23:56 1104

МАКС 2015В последние августовские дни в подмосковном Жуковском было людно: по данным организаторов, МАКС-2015, одно из наиболее знаковых крупных международных мероприятий последних лет, проводимых в России, посетили более 405 тыс. зрителей: этот результат превысил посещаемость МАКСа-2013 на 65 тыс. человек.

Такое скопление людей неизбежно ставит ребром транспортный вопрос: как организовать подъезд и отъезд зрителей, как организовать общественный транспорт и движение транспорта личного. К сожалению, надо признать, что всех проблем, – а о них принято говорить после каждого МАКСа, решить не удалось. Общественный транспорт был представлен парой сотен автобусов, курсирующих от железнодорожных платформ «Отдых» и «42-й километр», а для личного транспорта был введён особый порядок въезда в Жуковский – в соответствии с заказанными пропусками и только по соответствующим пропускам маршрутам.

Безопасность превыше всего

Большое внимание организаторы уделили безопасности проведения мероприятия. По разным данным, всего салон охраняли 4-4,5 тыс. сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск, над салоном кружил полицейский вертолёт (один из немногих невыставочных в Жуковском в те дни), а со стороны Москвы-реки за безопасностью следили с двух катеров.

На открытие МАКС приехал Владимир Путин: президент прочитал традиционную открывающую речь, выразив надежду на успехи салона – в первую очередь, конечно, коммерческие. От МАКС-2015 ждали поиска новых коммерческих партнёров. Некоторые новые партнёры, конечно, были найдены – но не столько на салоне, сколько за столами международных переговоров ещё до августа. Так, примечательным был стенд Ирана – он был установлен между стендами российских предприятий, в чём журналисты немедленно усмотрели определённый символизм. Участие Ирана в салоне обошлось ценой потери Израиля: в знак протеста ни одна компания этой страны не прислала свою делегацию.

Иностранцы не приехали на салонМАКС 2015

Но в целом участие иностранных компаний, конечно, значительно сократилось. По сравнению с прошлым салоном в 2013 году в этом августе в Жуковский приезжало почти вдвое меньше иностранных делегаций: лишь 151 компания из 31 страны согласилась участвовать. Сменился и национальный состав гостей: почти втрое выросло количество участников из Китая. Китайцы не скрывают: они не столько заинтересованы в покупке российской авиатехники, сколько хотят получить доступ к российскому рынку самолётов.

По понятным причинам среди стендов салона не были представлены традиционно участвующие украинские компании. Во всяком случае, официально – глава компании «Мотор-Сич» Вячеслав Богуслаев всё же был замечен среди посетителей салона. В то же время некоторые предприятия с территорий со спорным статусом всё же были представлены: так, приехал со стендом Луганский авиаремонтный завод.

Сейчас, после закрытия салона, уже можно давать приблизительные оценки его результатам. Приблизительные – потому что военно-техническая часть, традиционно являющаяся ключевой для российских компаний, закрыта, и достоверно оценить сумму контрактов, заключённых в ней, не представляется возможным. Оценить их возможно лишь косвенно, по сумме заключённых соглашений с инвестиционными обязательствами – она составила 350 млрд. рублей. Что касается открытой части гражданских контрактов, то здесь объём заключённых сделок оказался значительно ниже, чем на прошлом салоне: в 2013 году МАКС принёс российским авиастроителям контрактов на сумму 16 млрд. долларов, а в этом году она едва преодолела планку в 2 млрд. долларов. 

МАКС 2015Суперджет не оправдал ожиданий

Прорыв, которого на МАКС-2015 ожидали от самолёта SuperJet 100, так и не состоялся. Наиболее значимый контракт, связанный с ним, был заключён с Государственной транспортной лизинговой компаний – 60 машин до 2017 года, из них 32 по твёрдому контракту и 28 по опциону. ГТЛК собирается сдавать купленные самолёты в лизинг российским региональным авиакомпаниям. Кроме российских компаний, заинтересовались «Суперджетом» в Беларуси и Иране.

В отношении другого детища российского авиапрома, МС-21, не было заключено ни одного соглашения. Машина ещё не летает, но, по заверениям разработчиков, концерна «Иркут», должна взлететь в 2016 году, а отсутствие контрактов – знак недоверия со стороны потенциальных покупателей. В правительстве заявили, что для поддержки «Суперджета» и МС-21 принято решение предоставлять покупателям гарантию остаточной стоимости самолёта.Существуют несбывшиеся ожидания и в военном секторе: на салоне не было заключено контрактов на Т-50, нашумевший многоцелевой истребитель пятого поколения. В Минобороны не спешат с заказом: по мнению экспертов, военные считают машину недоработанной и недостаточно испытанной. 



Комментарии
{**}