Государство вынуждено поднять цену на закупки жизненно важных лекарственных препаратов

06 сентября 2015, 20:42 671



Минэкономразвития планирует внести поправки в существующий закон о контрактной системе по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича. Необходимость внесения поправок вызвана тем, что существующие закупочные цены на лекарственные препараты, содержащиеся в соответствующем реестре Минздрава, не позволяют эффективно осуществлять закупки и привлекать фармкомпании в тендеры.

ЛекарстваСодержащаяся в реестре цена не включает оптовые надбавки, покрывающие компаниям издержки на транспортировку и хранение лекарств. По словам директора Центра социальной экономики Давида Мелик-Гусейнова – его цитируют «Ведомости» – средняя по России оптовая надбавка в коммерческих продажах в отрасли составляет 12%, сильно различаясь от региона к региону. По словам Мелик-Гусейнова, в Москве, например, надбавки для препаратов дешевле 50 руб. могут составить 20% цены производителя, для препаратов от 50 до 500 руб. – 15%, дороже 500 руб. – 10%, в Санкт-Петербурге – 20, 15, 14% соответственно, в Сахалинской области – 43, 25, 15%.

В мае Дворкович поручил Минэкономразвития рассмотреть возможность включения надбавок в начальную цену контракта. В получившемся проекте министерства предлагается учитывать надбавки только для больших контрактов – от 10 млн. рублей. В ведомстве заявляют, что большая часть производимых государственных закупок лекарственных средств подпадает под этот критерий.

Производители лекарств не хотят участвовать в госзакупках

Учёт оптовых надбавок позволит решить проблему, вызванную разгоном инфляции и падением курса рубля: издержки производителей лекарственных средств растут, и участие в госконтрактах с фиксированной ценой закупок в соответствии с реестром становится невыгодной.  По этой причине процесс закупок лекарственных средств затягивается, многие тендеры просто не находят желающих участвовать.

Экспертный взглядАптека

Эксперты поясняют, что несмотря на то, что в России производится большая часть лекарств из 608 наименований, признанных жизненно важными, фармкомпании в высокой степени зависят от импорта сырья и технологий, а также активно привлекают для развития валютные кредиты.Проект Минэкономразвития был предложен в виде в внесения поправок в законопроект, уже прошедший первое чтение в Госдуме. Поправки также были направлены в Минздрав и ФАС, однако ведомства ещё никак их публично не прокомментировали.

Некоторые эксперты считают, что увеличение цены госзакупок лекарств приведёт к большим бюджетным тратам на такие контракты. Однако есть и другое мнение: увеличение предельной цены контракта, считают некоторые эксперты, привлечёт большее количество участников в тендеры, увеличит конкуренцию, а значит, может в итоге даже понизить закупочную цену. Впрочем, большинство аналитиков придерживается мнения о том, что у государства на самом деле нет выбора: если не повысить цену, то привлечь к госконтрактам не удастся никакие фармкомпании вообще, а это означает риск оставить больницы без лекарств вообще. Разумеется, на такой шаг в правительстве никто не пойдёт, поэтому система, вероятнее всего, будет изменена.

Госзакупки лекарствО том, почему государству необходимо повышать закупочные цены на лекарственные препараты, корреспонденту «Деловых Новостей» рассказал заместитель директора Центра фармакологической информации и маркетинга Давид Папашвили:

Производители лекарственных препаратов сейчас оказались в довольно непростой ситуации: эта отрасль сильно зависит от импорта, а значит и страдает от девальвации рубля. Многие компании не только закупают компоненты лекарственных средств за рубежом, но ещё и кредитуются в зарубежных банках в иностранной валюте. Поэтому в том, что лекарства дорожают, вины производителей нет – растут издержки, а без повышения цен сохранять рентабельность получается не всегда. 

Государственные заказы на лекарственные средства исходят из цен, зафиксированных в соответствующем реестре Минздрава. Однако зафиксированы эти цены были в других экономических условиях и при других валютных курсах. Разумеется, многие из них перестали обеспечивать рентабельность и сделали участие в государственных тендерах невыгодным для фармкомпаний. Включение оптовых надбавок в стоимость лекарственных тендеров действительно ощутимо повысит государственные расходы на закупку лекарственных препаратов. Но только так можно обеспечить конкурентоспособность этой цены и привлечь фармкомпании к участию в тендерах. В принципе, уже сейчас мы это видим, и можно сказать, что дальше тенденция будет только расширяться. Иными словами, если продолжать ориентироваться на реестровые цены, то государство просто не найдёт участников для конкурсов. 



Комментарии
{**}