Минстрой предложит гражданам рассказать о коррупции

11 августа 2015, 06:53 541



МинстройМинстрой выступил с инициативой по созданию телефона доверия для приёма сообщеницй от граждан о случаях коррупции в подведомственных учреждениях. Проект предусматривает, что граждане должны будут изложить суть своей жалобы за пять минут, а также представится, назвав свой адрес и почтовый индекс. Рассмотрение анонимных жалоб в существующей версии проекта не предусматривается. Инициативу уже получла одобрительный отзыв в Комитете по безопасности и противодействию коррупции Госдумы. В экспертном сообществе к идее отнеслись, скорее, сдержанно.

Как сообщается в пояснительной записке к проекту, создание телефона доверия «должно формировать нетерпимость в обществе к коррупционному поведению». Принимать жалобы «горячая линия» Минстроя будет по будням, с 9.00 до 18.00 по московскому времени с понедельника по четверг, и по 16.45 – в пятницу.

Ответственность за ложный донос

Несмотря на то, что принимать анонимные жалобы в министерстве не собираются, в проекте отмечается, что такие сообщения будут, тем не менее, зарегистрированы в журнале. Есть и некоторые юридические несостыковки: так, проект обещает сохранять конфиденциальность обращающихся граждан, однако предусматривает преследование в соответствии со ст.306 УК РФ в случае «заведомо ложного доноса».Минстрой

Горячая линия уже создана и действует, отмечают в министерстве. В Минстрое не скрывают, что их инициатива призвана упредить создание единой системы телефонов доверия на уровне правительства. Таким образом, в ведомстве Михаила Меня просто перестраховываются.В ведомстве говорят о возможном пересмотре пункта про обязательную анонимность сообщений. Как сообщает пресс-служба министерства, в данном вопросе «всё будет зависеть от общественного мнения, которое будет учитываться при обсуждении проекта».

Госдума одобряет

Идею Минстроя уже отметили в думском Комитете по безопасности и противодействию коррупции. «Идея будет иметь положительный и продуктивный эффект. Коррупционер боится двух вещей — публичности и ответственности. Именно поэтому наличие телефона доверия будет иметь профилактический эффект», — отметил член комитета, депутат Анатолий Выборный, его слова приводят «Известия». 

Члены экспертного сообщества, в свою очередь, сомневаются в том, что проект Минстроя будет эффективно работать.  «Стоит ожидать, что по ходу работы в министерство поступит огромное количество обращений, которые потребуют привлечения дополнительных ресурсов», — считает член Экспертного совета при Правтельстве РФ Сергей Стрельников. Бесперспективность инициативы Минстроя отметил также председатель Всероссийского движения «За честный рынок» Илья Хандриков. «Телефон доверия — это защита от мелких коррупционных нарушений. Важно отметить, что если министерству будет выгодно реагировать на жалобы граждан, то оно будет работать, если же нет, то телефон доверия не станет серьезным оружием в руках граждан», — отметил эксперт.

Претензии экспертов сводятся, в основном, к нерешительному характеру принятых мер. По мнению специалистов, создание горячей линии позволит предотвратить лишь самые мелкие коррупционные нарушения, да и то, только в случае, если в министерстве будут готовы реагировать на поступающие жалобы.

Мнение эксперта

Политолог Пётр Лисков в телефонном разговоре с корреспондентом «Деловых Новостей» дал оценку инициативе Минстроя по созданию «антикоррупционного телефона доверия»:

Понимаете, если мы хотим бороться с какой бы то ни было проблемой, наша деятельность должна состоять из двух обязательных элементов, отсутствие каждого из которых превратит нашу борьбу в пустую трату времени и сил. Эти элементы – поиск проявлений проблемы с одной стороны, и борьба с ними как на локальном уровне, так и на уровне всей системы. Создание антикоррупционного телефона доверия (надо отметить, что не первого, а очередного) может решить задачи в рамках первого элемента. Но дальше с этой выявленной  проблемой надо будет что-то делать, и именно здесь начинаются проблемы таких инициатив. Как будут обрабатывать жалобы, полученные по телефону доверия? Готово ли министерство реально взять на себя ответственность по проведению массовых служебных проверок, увольнений, привлечению правоохранительных органов? Потому что жалоб, вероятно, будет много – сфера ЖКХ у нас известна как одна из наиболее коррупциогенных. Вот если от жалоб будет какая-то реальная отдача, тогда можно будет судить об эффективности или неэффективности создаваемого инструмента. Не исключено, что такой ход в министерстве могли задумать исключительно для улучшения ведомственного имиджа. Но возможно и то, что действительно задумались о собственной эффективности.



Комментарии
{**}