Москвичи стали реже посещать торговые центры

12 августа 2015, 21:48 1330



ТЦПо данным аналитического отчёта, подготовленного компанией Watcom, поток посетителей в московских торговых центрах в середине лета сократился на 6-7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Анализ количества посетителей проводился с использованием так называемого индекса покупательского трафика, включающего оценку количества посетителей в 90 торговых центрах столицы. Наиболее сильно сократилось количество посетителей в торговых центрах средней площади (40-80 тыс. кв. метров арендной площади) - для таких торговых центров снижение составило 14-17% (за 29 и 30 недели года соответственно).

Потребительские привычки россиян меняются

По мнению аналитиков Watcom, основной причиной наблюдаемого спада является рост курса доллара и падение цен на нефть. Президент компании Роман Скороходов - его слова приводят "Ведомости" - отмечает, что в отличие от резкой девальвации конца прошлого года, вызвавшей кратковременный скачок спроса на бытовую технику, автомобили и прочие товары длительного пользования, нынешний темп сокращения доходов приводит к тому, что люди вынуждены менять свои потребительские привычки.

Малые торговые центры вне кризиса

Как следует из отчёта, меньше всего сокращение посетителей наблюдается в малых торговых центрах - отток клиентов там составил лишь 3%. "Их посещение связано с ежедневными потребностями, - поясняет Скороходов, - а в большие торговые центры ходят, чтобы развлекаться и проводить время".ТЦ

Эксперты отмечают, что снижение трафика наблюдается во всех сегментах розничного ритейла, при этом реальное снижение можно проследить с февраля 2015 года. По данным Росстата, за первый месяц лета реальные денежные доходы российских граждан сократились на 4,4% по сравнению с прошлым годом. В обзорном докладе НИУ ВШЭ за 23 июля - 4 августа отмечается, что общий оборот розничной торговли в России продолжает падение, вместе с ним падают обороты рынка кредитов и услуг. «Возобновившееся в мае падение цен на нефть и ослабление рубля, усилившееся к августу, могут ограничить рост доходов», – опасаются эксперты НИУ ВШЭ, замечая, что и уровень потребления поэтому не восстанавливается.

Аналитики отмечают, что снижение трафика не может быть объяснено лишь сезонным факторов.  "Снижение происходит на фоне финальной стадии распродаж – в такие периоды роста посещаемости может и не быть, - поясняет вице-президент группы «Новард» (сеть «Эконика») Сергей Саркисов, его цитируют "Ведомости". - Правда, обычно в таких случаях растет конверсия (удельный вес людей, которые не только вошли в магазин, но и сделали покупки). В этом году, несмотря на распродажу, снижаются и поток, и конверсия – хотя в некоторых магазинах она растет".

ТЦ перестали быть привлекательными для арендаторов

Снижение трафика сказалось и на привлекательности площадей торговых центров для арендаторов. В настоящее время, как сообщают аналитики, приемлемым показателем заполенности торгового центра для девелопера в Москве и Московской области считается 40% - раньше эта цифра была на уровне 50-70%, а до кризиса 2008 г. - все 90%.Аналитик Центра энергетических исследований Кирилл Масленников прокомментировал снижение количества посетителей в торговых центрах для корреспондента «Деловых Новостей»:

ТЦМнение эксперта

Сокращение реальных доходов россиян привело к сокращению расходов на непродовольственные товары, одежду, бытовую технику, а также расходов на развлечения. Этот фактор естественным образом отразился на спросе магазинов соответствующих профилей, арендующих площади в торговых центрах. Если говорить о снижении трафика как такового, то здесь, кроме прочего, следует делать поправку на сезонный фактор: трафик ежегодно «проседает» летом и возрастает к новогодним праздникам.

Снижение числа посетителей коснулось торговые центры неравномерно, больше всего снижение (даже с учётом поправки на сезонность) коснулось крупных ТЦ. Надо отметить, что от размера ТЦ зависит образ «среднего клиента» - в крупные моллы люди приходят в основном с развлекательной целью: кроме шоппинга это посещение кафе в фудкортах, детских аттракционов, кинотеатров и прочего; вместе с тем небольшие торговые центры привлекают клиентов, идущих за покупкой в один-два магазина, без намерения «устроить шоппинг». Поскольку снижение доходов делает менее доступным первый образ, крупные ТЦ фиксируют большее (в относительном выражении) снижение трафика.

Если говорить о прогнозах, то при сохранении существующей экономической конъюнктуры (с нейтральной или слабой положительной динамикой) трафик начнёт набирать рост уже осенью. Вместе с тем нынешний «провал» может оказаться роковым для многих арендаторов, что приведёт к закрытию магазинов и «опустению» ТЦ. Поэтому сокращение трафика осенью-зимой может быть усилено дополнительно.



Комментарии
{**}