Бизнесу предложат льготную модернизацию

21 июля 2015, 13:09 913



Среди поручений, составленных президентом после экономического форму в Петербурге, – проработка вопроса о налоговой льготе промышленным предприятиям, инвестирующим в модернизацию, сообщают «Ведомости» со ссылкой на собственный источник. Предполагается, что право предоставлять такую льготу бизнесу уже в следующем году получат региональные власти, а затем её могут утвердить уже на федеральном уровне. 

Налоговые льготыВсе новое - хорошо забытое старое

Вернуть льготу, отменённую более десяти лет назад, Владимира Путина попросили представители бизнеса. По мнению «Опоры России», – организации, поддерживающей интересы малого и среднего бизнеса, – введение льготы позволит ускорить модернизацию производства. Предполагается, что с введением льготы преимущества получат, в первую очередь, те компании, которые располагают свободными средствами, которые можно потратить на инвестиции. Сейчас это, прежде всего, экспортёры. В том, что возвращение льготы позволит снизить промышленный спад, уверены и в «Деловой России». Сопредседатель организации Антон Данилов-Данильян, – его слова приводят «Ведомости», – отмечает, что льгота стала бы «хорошим сигналом иностранным инвесторам – государство готово жертвовать доходами ради промышленности и бизнеса».

В правительстве (вероятнее всего, проектом занимается Минэкономразвития) уже проработали введение льготы для новых предприятий: предполагается, что за счёт обнуления федеральной части налога на прибыли, его размер сократится до 18% (сейчас ставка составляет 20%), а регионы смогут снизить остальную часть налога до 10%.

Выдержит ли бюджет?Налоговые льготы

Против введения льготы выступает Минфин, обеспокоенный состоянием бюджетов. В министерстве отмечают, что снижение налогов в предлагаемой форме будет означать двойной удар по бюджету: отказываясь от федеральной части налога на прибыль правительство сузит налоговую базу федерального бюджета, а затем, за счёт сокращения региональной доли налога, пострадают бюджеты субъектного уровня: компенсировать недостачу придётся за счёт бюджетного выравнивания на средства федерального бюджета.

В Минэкономразвития не исключают, что компенсировать выпадающие бюджетные доходы придётся, возможно, за счёт повышения других налогов. По оценке аналитиков Standard&Poor’s, консолидированные бюджеты субъектов в 2015 году столкнутся с дефицитом в размере 671 млрд. руб. 

В ведомстве Антона Силуанова считают, что у бизнеса сегодня и так хватает инвестиционных стимулов от государства: льготы для новых производств, гибкая амортизационная политика. Оценивая потери налога на прибыль в консолидированном бюджете 2013 года за счёт различных льгот, в Минфине называют цифру в 690 млрд. рублей. Позицию Минфина разделяют и независимые аналитики: так, KPMG, проводившая опрос на тему «Чего бизнес ждёт от государства?», подтверждает – налоговые льготы находятся лишь в середине списка требований предпринимателей. Среди действительно актуальных для предпринимателей проблем, в решении которых государство могло бы помочь, – создание эффективных механизмов поддержки предприятий, предоставление гарантии сбыта продукции. Отмечается, что отдаче от льготы, если она будет введена, будет препятствовать ещё и общий фон слабой инвестиционной активности: кредитные ставки всё ещё слишком высоки, а общая политико-экономическая ситуация слишком нестабильна, поэтому бизнесмены предпочитают повременить с привлечением финансов.

Налоговые льготыМнение эксперта

Аналитик Центра энергетических исследований Дмитрий Мальцев прокомментировал возможное введение инвестиционной льготы корреспонденту «Деловых Новостей»:

На мой взгляд, инвестиционная льгота, которая была бы своевременна два-три года назад, будет не вполне уместна в существующих обстоятельствах. Бюджеты всех уровней в ближайшие годы будут испытывать жёсткий дефицит, а установление льготы сократит и без того узкую налоговую базу – напомним, что спад промышленного производства очень высок. Выпадение доходов придётся чем-то компенсировать, а сделать это можно будет лишь повышением прочих налогов. С учётом обещанного президентом моратория на установление новых сборов, правительство само окажется в крайне двусмысленной ситуации. Кроме того, едва ли предприниматели активно нарастят капитальные инвестиции из-за одной льготы: нестабильное окружение, санкции и неопределённость в дальнейшем регулировании выступают слишком сильными факторами, сдерживающими инвестиционную активность. Вложение капитала в модернизацию требует привлечения значительных объёмов средств, а делать это сейчас с расчётом на долгосрочную окупаемость вложений мало кто решится.  



Комментарии
{**}