Разработка Удоканского месторождения снова откладывается

16 июля 2015, 15:01 1415

 



 

Удоканское месторождение«Металлоинвест» прекратил переговоры с китайским инвестфондом Hopu Investments, с которым обсуждалась продажа 10% акций проекта разработки Удоканского медного месторождения. Как сообщают «Ведомости», стороны не смогли договориться о сумме сделки. Соглашение о сотрудничестве между двумя компаниями было подписано ещё год назад, и с тех пор стороны вели переговоры по поводу доли китайского участия в проекте разработки месторождения. Предполагалось, что Hopu Investments и «Ростех» выкупят, соответственно, 10% и 25% «Байкальской горной компании», занимающейся разработкой Удокана.

Причины провала переговоров

Среди причин неудачи сделки аналитики называют следующее. Во-первых, значительно ухудшилась конъюнктура на мировом рынке цветных металлов: в течение последних нескольких месяцев медь продолжает дешеветь. Во-вторых, ожидается, что в связи с экономическим спадом в Китае спрос на металл в стране просядет. Наконец, как сообщают сами представители компании, главным «камнем преткновения» на переговорах стала цена, за которую Hopu был готов приобрести долю в компании.

"Ростех" не желает нести крупные инфраструктурные расходыУдоканское месторождение

Очевидно, зашли в тупик и переговоры с «Ростехом»: сделка по покупке акций БГК так и не была закрыта. Как ранее сообщал в интервью «Ведомостям» руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов, компанию не устраивает инфраструктурное обременение, сопровождающее проект: по мнению Чемезова, создание транспортно-энергетической инфраструктуры для проекта должно проводиться на средства госбюджета.

При этом строительство энергетической инфраструктуры на средства ФНБ уже было согласовано: 20-миллиардный проект должен даже окупиться в ближайшие годы. А вот с транспортом проблема так и не решена: официальная позиция РЖД такова, что подъезные пути к предприятиям должны строиться за счёт грузоотправителя или грузополучателя, а самостоятельно оплачивать ответвление от Байкало-амурской магистрали в «Металлоинвесте» не готовы. Подвешенное состояние инфраструктурного вопроса, отмечают аналитики, снижает привлекательность проекта для инвесторов. Вместе с тем ВЭБ одобрил кредитный лимит для финансирования Удокана в объёме 5,2 млрд долларов, так что пространство для финансирования проекта есть. Другое дело, что использование заёмных средств для возведения транспортной инфраструктуры отразится на рентабельности проекта.

«Ситуация касается не только Удокана, китайским партнерам сейчас нужна пауза. Необходимо оценить, на каком уровне находится их фондовый рынок, прежде чем принимать дальнейшие инвестиционные решения, - считает президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев, его слова приводят «Ведомости». - Должно пройти время, пока ситуация на фондовом рынке не стабилизируется, это займет от двух недель до полутора месяцев, комментирует он. Кроме того, цена на металлы падает, компаниям нужно переосмыслить капвложения и решить, нужно ли им такое количество металла».

Удоканское месторождениеМнение эксперта

Эксперт в области международных экономических отношений, мировой экономики и государственно-частного партнёрства Виталий Сорокин в телефонном разговоре с корреспондентом «Деловых Новостей» прокомментировал перспективы разработки Удоканского медного месторождения:

Разработка Удоканского медного месторождения – «крепкий орешек», который не удаётся раскусить уже больше полувека. Несмотря на уникальные по объёму залежи меди, особенности её залегания и географического расположения месторождения обусловливают необходимость колоссальных капитальных затрат на начало разработки. Исходя из этого, можно сказать, проблемы «Металлоинвеста» вполне ожидаемы. 

Реально разработка месторождения может быть возможна только в том случае, если мировая цена на медь будет достаточно высокой. Долгое время медь оставалась единственным цветным металлом, обеспечивающим долгосрочную рентабельность при переработке. Основной спрос обеспечивала растущая экономика Китая: но рост замедлился, и падение котировок не заставило себя ждать. Без дополнительных инвестиций разработка месторождения не представляется возможной. Отдельной статьёй в списке трудностей значится отсутствие развитой транспортной инфраструктуры вблизи месторождения – в прошлом году «Байкальской горной компании» не удалось включить электрификацию железнодорожной ветки от БАМа, ведущей к Удоканскому месторождению, в государственную программу: без государственных средств рентабельность месторождения, естественно, упала. Поэтому перспективы разработки, прямо скажем, туманные – вполне вероятно, что и сегодня Удокан не поддастся его разработчикам.

 



Комментарии
{**}