Региональные власти ограничат наценки в торговых сетях

15 июля 2015, 18:16 1048



Торговая наценкаВ Минсельхозе предлагают передать полномочия по регулированию торговых наценок для социально значимых продовольственных товаров на уровень субъектов федерации. Сделать это можно внесением дополнений к существующему постановлению правительства «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» по предоставлению органам государственной власти субъектов Российской Федерации».

Проекта поправок пока не существует

В ведомстве поясняют, что такое дополнение поспособствовало бы вхождению региональных производителей в торговые сети, расширив свободу региональных властей в составлении мер поддержки пищевой промышленности и сельского хозяйства региона. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на представителя Минсельхоза, предложение ведомства ещё не было оформлено в виде цельного проекта – речь идёт лишь об «обобщенных предложениях, поступивших в адрес Минсельхоза от регионов».

Список социально значимых продуктовых товаров, определяемый действующим законодательством, включает в себя более двадцати наименований: говядина, свинина (кроме бескостного мяса), куры, мороженая рыба, сливочное и подсолнечное масло, яйца, сахар, соль, молоко, черный чай, гречневая крупа, картофель, морковь, яблоки и др. Для товаров этих категорий правительство может установить «потолок цен» на территории отдельного субъекта федерации или всей страны в случае, если подорожание на них превышает 30% за последний месяц. При этом на сегодняшний день правительство устанавливает наценки не для торговых сетей, а лишь на товары, предназначенные для продажи на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях, столовых при учебных заведениях, а также на детское питание.Торговая наценка

При этом в отдельных субъектах такие действия региональных властей привлекли внимание Федеральной антимонопольной службы, которая провела ряд проверок на законность заключённых соглашений. По результатам таких проверок, например, в Тюменской области ФАС вынесла указание губернатору отменить ранее выпущенное им постановление об установлении 15%-ого потолка наценок для отдельных категорий продуктов. Руководитель ФАС Игорь Артемьев в пояснительном письме, опубликованном в апреле, писал, что подобные действия регионального руководства, даже в том случае, когда они носят характер «рекомендаций» торговым сетям о недопущении роста цен, могут быть квалифицированы как нарушение части 1 статьи 15 закона о защите конкуренции, запрещающей органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления «принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции».

«Искусственное ограничение наценки на социальные товары может вызвать дефицит некоторых таких товаров, мы это неоднократно обсуждали в ходе встреч с Минсельхозом, Минпромторгом», – предупреждает руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк, его слова приводят «Ведомости». – Надо развивать конкуренцию, отслеживать цепочку движения товара. Например, поправки в закон о торговле, внесенные в Госдуму группой членов Совета Федерации и депутатов во главе с Ириной Яровой, ограничивающие ретробонусы и другие выплаты поставщиков сетям, могут быть более эффективным механизмом, так как сделают наценку прозрачной».

Торговая наценкаМнение эксперта

Аналитик Центра энергетических исследований Виталий Брунов прокомментировал для корреспондента «Деловых Новостей» предложение Минсельхоза о передаче региональным властям право регулирования торговой наценки для социально значимых потребительских товаров:Передача полномочий на регулирование торговых наценок на социально значимые потребительские товары могла бы, на мой взгляд, создать эффективный инструмент управления потребительским рынком, отвечающим требованиям предотвращать так называемые «провалы рынка». По сравнению с существующей возможностью регулировать торговые наценки на федеральном уровне, передача такого инструмента субъектам позволила бы повысить его гибкость. С другой стороны, необходимо обеспечить контроль над его применением, поскольку важно соблюдать тонкий баланс между реальной потребностью в удержании растущих цен и популистским стремлением остановить их рост, когда он обусловлен объективными факторами. Во втором случае результатом сдерживания наценок может сделать товар неприбыльным для торговых сетей, и он просто будет исключён из продажи, что чревато дефицитом.



Комментарии
{**}