Тариф на проезд фур по федеральным трассам покроет лишь работу оператора: на дороги не хватит

05 июня 2015, 14:39 1407



Дмитрий Медведев предложил внедрить новую меру поддержки предпринимателей: в рамках мер по снижению неналоговых платежей предполагается сократить плату за проезд грузовиков по федеральным автотрассам в 6 раз от изначально запланированной, сообщают «Ведомости». 

Грузовики на МКАДВ соответствии с ранее принятым постановлением правительства, с 15 ноября 2015 года вводится обязательный дорожный сбор с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн при проезде по федеральным трассам. Сумма сбора должны была составить 3,73 рубля за километр пути: этот тариф позволил бы, по расчётам, собирать более 50 млрд. рублей платежей в год, из которых 10, 6 млрд. рублей шли бы на концессионные платежи оператору системы, а остальные средства направлялись бы на модернизацию и развитие автодорожной сети. По изначальному замыслу, сбор должен был служить компенсацией за ущерб, наносимый тяжёлыми фурами дорожному полотну.

Исполнитель был выбран без тендера

В качестве оператора создаваемой платёжной системы правительством без тендера была выбрана компания «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС), которой владеют фонд «РТ-инвест» и Игорь Ротенберг.

Однако на днях Минэкономразвития подготовило доклад о том, как взимание платежей с большегрузов может повлиять на уровень цен. По расчётам министерства, введение тарифа за проезд по федеральным трассам может повысить транспортные издержки на 15-20%, что приведёт к 2-5% росту цен на потребительские товары.

Минимальный тариф будет установлен до 2019 года Проезд грузовиков

Для того, чтобы предотвратить разгон инфляции, в МЭР предлагают установить до 2019 года минимальный тариф на проезд по федеральным дорогам: 0,64 рубля за километр пути. Этот тариф позволит окупать работу оператора (РТИТС) и поддерживать функционирование системы сбора платежей.

Впрочем, окончательное решение по размеру «дорожного платежа» с большегрузов ещё не принято и вопрос находится на обсуждении.

«Вряд ли тариф в итоге будет настолько низким, – приводят «Ведомости» слова источника, близкого к разработке системы взимания тарифов. – Если утвердить 64 коп. даже на переходный период, получится, что система в первые три года будет работать в ноль. Может быть, имеет смысл поставить 64 коп. на первый год, а потом постепенно увеличить тариф, продолжает он. Система задумывалась как способ компенсировать тот вред, который наносят дорогам тяжелые фуры. А если дополнительных поступлений не будет в первые три года, меру будет сложно оправдать».

Мнение эксперта

Проезд грузовиковЭксперт по государственно-частному партнёрству Василий Нитиевский считает, что сокращение суммы платежа за проезд по федеральным автодорогам для большегрузных автомобилей оправдано в нынешней экономической ситуации, однако в ближайшие годы надо начать постепенное повышение тарифа. В телефонном разговоре с корреспондентом «Деловых Новостей» эксперт так прокомментировал решение правительства:

Предлагаемое снижение платы фактически означает отказ от изначально заявленных целей обеспечения наполнения дорожных фондов за счёт сбора платы за проезд по федеральным трассам. В нынешней ситуации, когда правительство ищет способы поддержки бизнеса в условиях падения экономики, это решение я считаю вполне оправданным. Дело в том, что в случае взимания платежей в изначально запланированном объёме осталось бы без изменений, шло бы – как и задумывалось – восстановление и развитие дорожной инфраструктуры за счёт, по сути, конечных потребителей – бизнес был бы вынужден поднять цены на уровень возросших транспортных издержек. 

Стремясь не допустить разгона инфляции, правительство приняло решение отложить (вероятно, временно – в случае, если кризис не затянется, программу однозначно следует вернуть) реализацию такой формы финансирования развития дорожной сети. Такие инвестиции следует осуществлять в «сытые годы», жаль лишь, что программа подошла к стадии запуска так поздно. Отказаться от сбора платежей совсем государство не может: концессионное соглашение с РТИТС уже подписано, и плату концедента взять неоткуда, кроме как от сборов. Впрочем, сейчас получается ситуация, при которой система сбора будет работать только затем, чтобы обеспечивать свою работу: это разумно в случае, если в ближайшие год-два тариф всё-таки начать возвращать тариф к более высокому уровню, а для этого нужно оживление экономики. Если держать минимальный тариф до 2019 года, то получится, что повышение транспортных издержек сделано искусственно и бесполезно – естественно, система, которая собирает плату «ни за что» будет вызывать, по меньшей мере, недоумение.



Комментарии
{**}