Торговлю в электричках запретят

03 июня 2015, 18:31 2509

 

Торговлю в электричках запретят



 

Торговля в электричкахДепартамент транспорта Правительства Москвы намерен направить в Минтранс законодательную инициативу о полном запрете мобильной торговли в электричках, пишут «Известия» со ссылкой на первого заместителя столичного транспортного ведомства Гамида Булатова. Юристы департамента планируют подготовить проект поправок к передаче в Минтранс до осени.Для контроля за соблюдением запрета предлагается наделить компании-операторы пригородных поездов правом удалять нарушителей из поездов самостоятельно – сейчас таким правом обладают только сотрудники транспортной полиции. Для того, чтобы удалить нарушителя, контролёрам придётся зафиксировать факт незаконной торговли при помощи фото- или видеоустройства.

Электрички переполнены

– В ходе обсуждения вопроса с профильными ведомствами и департаментами мы пришли к выводу, что для повышения уровня комфортности в поездах необходимо ввести полный запрет на торговлю в обычных электропоездах (6000-й нумерации), – приводят «Известия» слова Гамида Булатова. – В часы пик наполняемость электричек достигает 150%, а по отдельным направлениям – 180-200%.

Покупать в электричках продукты небезопасноТорговлю в электричках

В департаменте считают, что торговцы создают пассажирам неудобства, а контроль за качеством продаваемой продукции фактически не осуществляется. Так, продукты питания и напитки, представляющие основу ассортимента торговцев в электричках, могут быть ненадлежащего качества и представлять опасность для потребителей. Однако, как отмечает Булатов, «вводимый запрет на торговлю в поездах не лишит пассажиров возможности перекусить в дороге — пассажиры могут купить продукты на вокзалах, где есть кафе, аппараты и киоски, работающие абсолютно легально».

Правовой базы торговли в электричках не существует

На сегодняшний день торговля в пригородных электричках не имеет никакого законодательного регулирования. Закон предусматривает лишь штраф за торговлю «вне специально отведенных для этого мест» (для физических лиц он составляет до 5 тыс. рублей, для должностных — до 10 тыс. рублей, для юридических — до 200 тыс. рублей), который, впрочем, напрямую торговцев в поездах не касается, а поэтому затрудняет регулирование их деятельности. Кроме того, регистрировать правонарушение могут лишь сотрудники транспортной полиции, которые не всегда оказываются поблизости.

В федеральном Минтрансе готовы поддержать инициативу московского департамента транспорта: – Если в результате проработки этого вопроса возникнет необходимость внесения соответствующих изменений в Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, Минтранс будет готов рассмотреть такое предложение, – приводят «Известия» комментарий пресс-службы министерства.

Торговля в электричкахМнение эксперта

Аналитик Центра энергетических исследований Дмитрий Мальцев прокомментировал в интервью изданию "Деловые Новости" возможный запрет на торговлю в поездах пригородного сообщения:

С проблемой регулирования торговли в пригородных поездах действительно следует разобраться: эта сфера коммерции фактически никем не контролируется, а потому может представлять угрозу для потребителей – в данном случае, пассажиров. Кроме того, с учётом переполненности поездов на наиболее популярных направлениях становится очевидно, что мобильная торговля чем бы то ни было создаёт дискомфорт для пассажиров, которые и без того нередко вынуждены всю дорогу ехать, стоя в проходе между сиденьями или в тамбуре.

Вопрос, как именно нужно эту сферу регулировать, на мой взгляд, гораздо более комплексный, чем может показаться на первый взгляд. В частности, решение о тотальном запрете такой торговле является неоптимальным: этот бизнес имеет многомиллионный ежегодный оборот, что подтверждает наличие спроса на его услуги. В отсутствие легальных альтернатив (конечно, таковой нельзя считать упомянутую торговлю на вокзалах – это разные услуги) тотальный запрет торговли в поездах пригородного сообщения лишь приведёт к увеличению количества нелегальных торговцев и усилению коррупционного потенциала данной сферы деятельности. 

Кроме того, представляется, что контролёрам будет сложно доказать факт нелегальной торговли – ничто не мешает торговцу при виде контролёра (а их появление в вагоне в пригородных поездах предваряется, как правило, потоком «зайцев», следующих в другой конец состава) просто, условно говоря, замолкать – попробуй докажи, что это не просто пассажир. Скрытая съёмка, естественно, остаётся под запретом.

Для эффективного противодействия нелегалам нужно сначала создать легальную альтернативу. Например, официальных торговцев с товарами первой необходимости в пути, как это сделано в поездах-экспрессах. Причём формат «продавца с тележкой» можно заменить, например, на вендинговые автоматы в первом и последнем вагонах. 




Комментарии
{**}