Оптовый рынок удержит цены на АЗС

01 июня 2015, 12:11 2256

 

Рост цен не обязателен

АЗСНа российском оптовом топливном рынке сложилась ситуация, при которой традиционного сезонного скачка цен может не произойти, пишет «Коммерсант». По данным издания, такая ситуация объясняется высоким уровнем запасов топлива, а также падением спроса на него со стороны потребителей. 

Оптовые цены растут умеренно

В конце мая цены на топливо на биржах перешли к устойчивому росту, напоминая ситуацию прошлых лет – в начале лета котировки на бензин и дизтопливо росли под влиянием падения запасов топлива из-за ремонта НПЗ (в прошлом году – из-за аварии на Ачинском НПЗ) и роста потребительского спроса. В этом году, отмечает издание, рост также наблюдается, однако уровень оптовых цен на бензин остаётся на более низком уровне, чем год назад – даже несмотря на инфляцию и «налоговый манёвр» в нефтяной отрасли. 

Как считают аналитики, причиной такой динамики цен является снизившийся потребительский спрос, а также фактор поставок топлива с белорусских НПЗ – они сейчас фактически временно приостановлены – опять же, из-за рыночной конъюнктуры, – однако рынок ожидает их возобновления, что также является сдерживающим фактором для роста цен. В результате, есть основания ожидать, что рост цен на топливо на заправочных станциях – их динамика отстаёт от оптовой цены приблизительно на месяц – также замедлится. 

Понижения не будетАЗС

Некоторые эксперты полагают, что нефтеперерабатывающие компании будут стараться не допускать проседания цен, искусственно создавая дефицит топлива на внутреннем рынке через увеличение объёмов экспорта. «Ситуация на рынке противоречивая. Есть понимание, что розничные продажи бензина у всех снижаются, а поставки из Белоруссии являются ограничителем для рынка. Увеличение продаж белорусского бензина способно быстро охладить рынок, но и экспорт российского бензина в этом году достаточно велик», – приводит «Коммерсант» слова эксперта из «Аналитики товарных рынков» Михаила Турукалова.

Мнение эксперта

Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов прокомментировал для корреспондента «Деловых Новостей» ситуацию на российском оптовом топливном рынке, скептически относясь к возможному замедлению роста цен:

Не соглашусь с тем, что оптовые цены на топливо не показывали динамики с начала года. На бирже продаётся не так много топлива, чтобы можно было корректно экстраполировать её данные на всю страну. Росстат даёт другие цифры. Так, согласно данным Росстата, средняя цена тонны бензина автомобильного всех марок у производителей в январе 2015 года составила 21 356,13 рубля; февраль – 20 929,48 рубля; март – 22 338,68 рубля; апрель – 22 481,75 рубля. Динамика цены тонны дизельного топлива у производителей в указанный период была следующей: январь – 22 019,84 рубля; февраль – 23 672,56 рубля; март – 26 484,86 рубля; апрель - 24 214,18 рубля. То есть можно видеть, что в марте произошёл скачок цены топлива почти на 10% и в целом, динамика стоимости у производителей за первые четыре месяца года была растущей. Вряд ли оптовые торговцы согласились уменьшить свою маржу и не подняли свои цены, так что рост стоимости топлива всё же был.Наиболее очевидное объяснение – это рост спроса на топливо в связи с наступлением весенне-летнего сезона. Существенных фискальных изменений не было, что могло бы стать драйвером роста. Не закрывались на долгое время на сложный ремонт и НПЗ страны.

АЗССитуация в экономике в эти месяцы складывалась удовлетворительно и тоже вряд ли могла стать причиной роста стоимости топлива.Что касается возможных изменения стоимости топлива в ближайшие месяцы, то ждать его снижения не стоит, оно и дальше продолжит расти в цене. Во-первых, в силу увеличения спроса на него. Во-вторых, из-за стабильно высоких, в контексте сложной ситуации на валютном рынке, инфляционных ожиданий. В-третьих, из-за сложной геополитической обстановки и введённых против России экономических санкций. Кроме того, рост цен возможен из-за изменения налоговой политики государства, роста стоимости товаров и услуг, потребляемых российскими НПЗ. Естественно, что это отразится на потребителях, которые будут вынуждены платить больше не только за сами ГСМ, но и за многие товары, ведь в основном, их доставка осуществляется автотранспортом, одним из основных потребителей бензина и дизельного топлива. Маловероятно, что государство директивными методами сможет затормозить рост цен, потому что это, во-первых, нарушает законодательство. Во-вторых, это вряд ли осуществимо технически. В-третьих, это может привести к резкому снижению поступлению в бюджеты всех уровней от нефтяной отрасли. И, наконец, это может привести к дефициту топлива в стране, в чём вряд ли заинтересованы власти.



Комментарии
{**}