Бюджеты российских регионов переживают тяжёлые времена

22 мая 2015, 14:16 1002



Аналитики Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич и Елена Горина подготовили доклад о состоянии бюджетов российских регионов в 2009-2014 годах. Согласно исследованию, общей тенденцией для региональных бюджетов является значительное увеличение доли социальных расходов и высокая закредитованность.

Социальные расходыНепомерные расходы тянут регионы вниз

В течение рассмотренного периода номинальные расходы региональных бюджетов росли, однако вместе с ними с средних 49% до 62% увеличилась доля социальных расходов. По мнению авторов доклада, на фоне экономической стагнации в тот же период такая бюджетная политика привела регионы к кризису: в 2014 году в 47 субъектах отношение регионального долга к расходам превысило 50%. Почти в каждом втором регионе бюджетный дефицит превысил 5% – среднюю цифру по всем субъектам.

На фоне неблагоприятной экономической ситуации регионы были вынуждены брать больше долгов – с 2009 года средний объём регионального долга утроился. Более того, заключают авторы доклада, возможности оптимизации бюджетов за счёт сокращения несоциальных расходов близки к исчерпанию, поэтому регионы оказываются перед выбором: либо наращивание дефицита, покрываемое новыми кредитами – верный путь к дефолту, – либо сокращение социальных расходов.

Авторы отмечают, что процесс сокращения социальных расходов в регионах уже начался, причём затрагивает он не только наименее экономически благополучные субъекты: наиболее инвестиционно-активные регионы сокращают «социалку», стремясь сохранить расходы на поддержку экономики.

Расходы в цифрахРоссийские регионы

Пониженную долю социальных расходов (менее половины от общего объёма расходных статей регионального бюджета) сохранили лишь наиболее богатые регионы: Москва, Сахалин, Тюменская область, Ямало-Ненецкий округ. Наиболее высокой (до 70% расходов) доля социальных расходов оказалась в высокодотационных бюджетах кавказских республик, а также в более развитых регионах, которым пришлось делать выбор между поддержкой экономики и бюджетников. Причём такой выбор далеко не всегда очевиден: так, в Ульяновской области доля социальных расходов увеличилась с 49 до 70%; Белгородская область вынуждена была сократить долю расходов на поддержку экономики с 38 до 30%, сделав бюджет более «социальным».

Авторы доклада разделили российские субъекты на пять категорий в соответствии с уровнем долговой нагрузки, дефициту, бюджетной обеспеченности, дотационности и доле коммерческих кредитов в задолженности: «богатые», «более ответственные», «середняки», «высокодотационные», «дефолтные». К последней категории, по мнению авторов, относятся 20 регионов: «Хотя в России дефолт регионов по политическим причинам невозможен, характеристики регионов этой группы ему соответствуют», – комментирует Наталья Зубаревич. Среди регионов в этой категории –Удмуртия и Амурская область, дефицит более 20% и долг более 80%, а также Мордовия и Чукотка, объём долга которых составляет 100% и 125% от бюджетных доходов соответственно. 

БюджетМнение эксперта

Политолог Пётр Лисков поделился с корреспондентом «Деловых Новостей» своим мнением относительно доклада об экономическом состоянии российских регионов:Снижение темпов роста национальной экономики неизбежно отражается на региональных бюджетах: доходная часть сокращается, а снижение расходов затруднено политическими и социальными приоритетами: несмотря на серьёзное проседание экономики, исполнительной власти на федеральном и субфедеральном уровнях дали ясно понять, что «майские указы», отданные, конечно, в совершенно иных экономических реалиях, никуда не делись и их надо выполнять. 

То, что в бюджетах выросла доля социальных расходов, объясняется главным образом тем, что эти расходы труднее всего сокращать в условиях кризиса: у региональных правительств есть свои социальные полномочия, причём в условиях экономического кризиса чувствительность населения к сокращению социальных расходов особенно вырастает. Расходы на «социалку» мешает сократить ещё и политика: в сентябре во многих регионах пройдут губернаторские выборы, и главы субъектом совершенно не хотят принимать заведомо непопулярные решения в преддверии избирательных кампаний. 

Всё это вынуждает регионы активно прибегать к займам, что и ставит ряд субъектов на грань дефолта. Однако грань эта весьма условна, так как действительно признавать тот или иной субъект дефолтным по политическим соображениям никто не будет – разве что в том гипотетическом случае, если понадобится использовать это как рычаг для давления на руководство субъекта: в условиях некоторой неопределённости, которую создают предстоящие выборы, для федерального центра сохранение такого рычага было бы даже полезным.



Комментарии
{**}