Импортозамещение толкает госкомпании к госплану

18 мая 2015, 20:28 791



Государственные закупкиМинэкономразвития представило проект поправок к закону о закупках госкорпораций: сам законопроект прошёл лишь первое чтение, однако в правительстве уже решили серьёзно поменять предлагаемый механизм регулирования закупок. 

Автор инициативы - Владимир Путин

Изначально инициатором законопроекта был Владимир Путин, поручивший правительству разработать правовую основу для координации программ закупок госпредприятий с программой развития импортозамещения. По слова источника в правительстве, на которого ссылаются «Ведомости», причиной для переработки ранее принятого проекта стили разногласия в понимании того, что же считать координацией.

Государственная комиссия по закупкам

Первая версия проекта устанавливала предельно жёсткое регулирование закупок госкомпаний и госкорпораций: согласно ей, в правительстве создавалась специальная комиссия, с которой госкомпании должны были согласовывать планы закупок. При этом комиссия обладала бы полномочиями по включению в одностороннем порядке в закупочные планы особых условий, которые способствовали бы, по её усмотрению, развитию импортозамещения в различных отраслях.Государственные закупки

По оценкам экспертов, изначальная версия проекта позволяла бы комиссии фактически полностью диктовать условия закупок компаниям, фактически распределяя заказы конкретным предприятиям. Это означало бы полный отказ от традиционного рыночного подхода к закупкам с оценкой эффективности и рисков.

Облегчение условий проведения госзакупок

Изменённая версия механизма мягче – в проекте поправок Минэкономразвития сужает круг полномочий координирующей комиссии. Теперь предполагается, что согласовывать с ней закупщики будут обязаны лишь наиболее крупные проекты, связанные с закупкой продукции машиностроения на сумму свыше 10 млрд. рублей. Регулируются закупки не только госкомпаний и госкорпораций, но и частных компаний в том случае, если ими была получена господдержка на сумму не менее 10% от стоимости проекта закупок, полученная из бюджета, по госгарантиям, из ФНБ или через программу проектного финансирования.

Согласование предполагается проводить следующим образом: компания, относящаяся к указанным выше категориям, предоставляет правительственной координационной комиссии планы крупных закупок оборудования на пять лет или на срок инвестиционного проекта. Комиссия, в свою очередь, соотносит эти планы с принятыми программами импортозамещения, которые в законе названы «программами развития производства» –  чтобы не противоречить правилам ВТО.В Минпромторге уже разработано более двух десятков отраслевых планов импортозамещения, которые уже прошли согласование в соответствующих ведомствах и были обсуждены с крупнейшими компаниями – больше половины из них касаются машиностроения. В эти программы попали более двух тысяч проектов, которые теперь смогут претендовать на господдержку в различных формах.

Государственные закупкиГоскомпании недовольны

Даже несмотря на смягчение законопроекта, в госкомпаниях недовольны предлагаемым механизмом. По мнению представителя «РЖД» – его слова приводят «Ведомости», – инструментов для регулирования инвестпроектов с господдержкой и так достаточно, новые нормы будут избыточными. «Законопроект поставит все компании с госучастием в неравные условия по сравнению с другими субъектами российской экономики. Они не смогут гибко реагировать на изменяющиеся макроэкономические факторы и поведение других участников мирового и российского рынков. Фактически компании с госучастием будут выведены за пределы рыночной экономики», – сообщил он изданию.

Мнение эксперта

Аналитик Центра энергетических исследований Виталий Брунов прокомментировал предлагаемые поправки к законопроекту о закупках госкорпораций для «Деловых Новостей»:

В данном вопросе действительно трудно найти компромисс, который устраивал бы и госкомпании, и эффективно содействовал бы политике импортозамещения. Изначальная идея правительства состояла в том, чтобы, с одной стороны, сопоставить программы развития импортозамещения с реальными потребностями рынка, а с другой стороны – фактически искусственно зарегулировать эти потребности и сформировав их там, где их нет. В итоге госкомпании оказываются вне рыночных правил игры, а их бюджеты предполагается использовать для поддержки отраслей импортозамещения, – в первую очередь, машиностроения. Машиностроители, естественно, поддержат программу. 

В целом, «карманы» госкомпаний хотят использовать в качестве альтернативы истощающимся внебюджетным фондам – значительная часть которых была потрачена на их поддержку. В правительстве, видимо, решили, что теперь у них есть основания требовать от госкомпаний больше, заставив их финансировать импортозамещение. Пока можно сказать, что предлагаемый механизм приведёт к снижению эффективности деятельности госкомпаний, а то, как он повлияет на машиностроителей, будет зависеть от его функционирования на деле и от того, каким образом будут структурированы и реструктурированы программы импортозамещения.



Комментарии
{**}