Локализацию автопроизводителей пересчитают

07 мая 2015, 03:30 1366



В правительстве разработали новый план по поддержке иностранных автопроизводителей, локализовавших производство в России. Как сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на собственные источники на рынке, в Минэкономразвития предложили модифицировать способ расчёта коэффициента локализации производства (от него зависит предоставление льготного режима ввоза комплектующих для сборки автомобилей) таким образом, чтобы включить в расчёт курсовые колебания рубля. 

Сборка автомобилейНововведения сгладят последствия кризиса

В министерстве подтверждают намерения изменить расчёт локализации, считая, что это позволило бы снизить негативное влияние кризисных явлений в экономике на российский автопром. Важно, что поправки коснутся не только автоконцернов, собирающих автомобили в России из ввезённых автокомпонентов, но также производителей последних, также ввозящих детали из-за рубежа. Планируется, что поправки об изменении расчёта локализации будут внесены в соответствующие постановления правительства к середине 2015 года.

В настоящий момент формула расчёта локализации производства оценивает таможенную стоимость ввозимых автокомпонентов и деталей без учёта налогов. Рост стоимости доллара относительно рубля приводит к завышению этой стоимости и соответствующему снижению уровня локализации, притом, что фактически объём ввозимой продукции не изменяется.

Автопроизводители обязаны увеличивать степень локализации

Как пишет «Коммерсант», в соответствии с обязательствами по промышленной сборке, предусмотренными упомянутыми постановлениями правительства, компании обязуются ежегодно повышать уровень локализации с целью достичь к 2020 году уровня в 60%. Таким образом, если не делать поправку на упавший рубль, концерны столкнутся с ситуацией, когда вынуждены будут нарушить обязательства по локализации по, фактически, не зависящим от них обстоятельствам, тем самым лишившись льготного режима ввоза автокомпонентов и деталей.Льготный режим предусматривает, что ввозные пошлины для товаров, предназначенных для сборки автомобилей на территории России, облагаются пошлинами от 0 до 5%, тогда как вне этого режима величина пошлин доходит до 15%. По данным, приводимым «Коммерсантом», у концерна Ford Sollers (заводы в Елабуге, Всеволожске и Набережных Челнах) уровень локализации – 40%, у Volkswagen Group (производство в Калуге) – 42%, у московского "Renault Россия" – 75%, на петербургском заводе Nissan – 39%.Сборка автомобилей

На автомобильный рынок в России валютные колебания уже оказали значительное влияние: девальвация рубля привела к скачку спроса в 2014 году, когда потребители стремились избавиться от рублёвых накоплений – похожие скачки наблюдались практически по всем рынкам. Однако в начале 2015 года спрос значительно упал: помимо снижения покупательной способности сказался и рост цен на автомобили: падение курса рубля заставило иностранные автоконцерны повышать цены. По данным PricewaterhouseCoopers, с сентября 2014 года по январь 2015 года Ford повысил цены на 45%, GM поднимала стоимость Chevrolet на 52%. В итоге в марте GM, годами успешно локализовывавшая производство в РФ, вообще ушла с рынка: ее продажи здесь в 2014 году упали на 26,4%, до 189,5 тыс. машин.

Мнение эксперта

Независимый эксперт по автомобильному рынку Андрей Кавешников прокомментировал предложение Минэкономразвития по изменению методики расчёта коэффициента локализации для «Деловых Новостей»:

Сборка автомобилейПредложение изменить способ расчёта коэффициента локализации я поддерживаю. В последние месяцы автопроизводителям в России живётся действительно нелегко – сказалось снижение покупательной способности населения, обвалившей продажи. Для того, чтобы представителям рынка не пришлось принимать трудное решение об уходе с рынка – а практически все автомобильные компании были вынуждены сократить производство и штат в российских подразделениях после начала кризиса – необходимы меры поддержки. 

Изменение расчёта коэффициента локализации, на самом деле, напрашивалось и до 2014 года: на мой взгляд, в предложенной в 2005 году формуле неучитываемые валютные риски – это просто упущение. Конечно, валютные курсы не менялись так резко, как в последние месяцы, поэтому проблема стояла не так остро. Но тем не менее, добавление валютного коэффициента к расчёту коэффициента локализации – по сути, исправление старых ошибок.Автосборочные предприятия иностранных компаний в России создают несколько десятков тысяч рабочих мест, а также являются центрами развития региональных промышленных кластеров. С этой точки зрения их поддержка МЭР является обязательной. Кроме того, если компании решат вывести сборочные предприятия с российской территории, это будет вести к значительному росту цен на их продукцию для отечественных потребителей, что негативно скажется на уровне жизни.



Комментарии
{**}