Из-за падения курса рубля РЖД теряет десятки миллиардов

01 апреля 2015, 18:20 2239

РЖД
Валютные кредиты, взятые компанией, сильно подорожали в связи с падением курса рубля по отношению к другим валютам. Суммарные потери РЖД оцениваются экономистами в 44 миллиарда рублей.

 

Насколько большие у РЖД проблемы?

Терминал РЖДОцениваемый чистый убыток, который Российские железные дороги понесли в 2014 году из-за падения курса рубля, составляет 44 миллиарда рублей, а совокупные потери из-за разниц в курсах валют за год составили 142,5 миллиардов рублей. Данные цифры отражены в финансовом отчёте компании.

В самой компании основной причиной финансовых потерь называют наличие значительных открытых валютных кредитов на момент резкого падения рубля. Вот что говорится в пояснительном документе, прикреплённом к отчёту: «Часть кредитного портфеля общества выражена в иностранной валюте (доллары США, евро, швейцарские франки и фунты стерлингов). В результате значительного снижения курса рубля относительно данных валют в IV квартале 2014 года произошел рост финансовых затрат в рублевом эквиваленте и возникли убытки от курсовых разниц рубля». 

Выручка РЖД в 2014 году выросла на 1,8%, до 1,402 трлн руб. В то же время, на 1,9% (до 1,343 млрд руб.) повысилась и себестоимость продаж. В итоге валовая прибыль осталась на уровне 58,569 млрд руб., а прибыль от продаж - на уровне 58,5 млрд руб. (оба показателя снизились на 0,5%).

В другом отчёте, опубликованном чуть ранее, сообщается, что суммарная финансовая чистая прибыль Российских железных дорог за первые шесть месяцев 2014 года, то есть, в период с января по июнь, составила 26,423 миллиардов рублей.

Что касается долгосрочных кредитных обязательств компании РЖД (валютных и рублёвых), а крупнейшими кредиторами компании являются ВТБ, Сбербанк, Deutsche Bank и созданная для выпуска еврооблигаций компания RZD Capital Limited, то по состоянию на 31 декабря 2014 года, их объём составлял 715,71 миллиардов рублей, что примерно на 136 миллиардов рублей больше, чем в 2013 году, а краткосрочные займы оценивались в 140, 5 миллиардов рублей и 36,96 миллиардов рублей соответственно.

Глава РЖД Владимир Якунин в интервью заявил: «Мы сегодня работаем в совершенно нерыночных условиях. Нас государство ограничивает в повышении тарифов, при том что это не распространяется на партнеров, которые с нами работают: на тех же владельцев подвижного состава, это не распространяется на поставщиков товаров и услуг. Получается взаимодействие в одни ворота».

вагонФинансовые проблемы РЖД начались ещё в позапрошлом году: «Первый квартал 2013 года компания впервые за всю историю своего существования закончила с убытком в 16 миллиардов рублей», - сообщил президент РЖД Владимир Якунин. Он уточнил причину - заморозка тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов. «Для вашего сведения: прибыль компании «Роснефть» на 50% выше планируемой по 2013 г.», - отметил он. Якунин подсчитал и возможные издержки «Роснефти» от роста тарифов на перевозку - 3,8 миллиардов рублей при общей прибыли 550 миллиардов рублей в 2013 г.

 

Тарифная политика РЖД

В начале марта этого года Якунин упоминал о своих намерениях поднять тарифы на железнодорожные грузовые перевозки в 2016 году, что, якобы, поможет компенсировать инфляционные потери. "Я считаю, что для восстановления базы тарифообразования в "Российских железных дорогах", с учетом реального экономического положения, мы должны исходить из того, что этот тариф должен быть хотя бы с учетом инфляции", - заявил глава РЖД.

Следует также отметить, что значительный финансовый приток РЖД получает от продажи акций и долей в дочерних компаниях. Так в 2014 году компания смогла выручить порядка 11 миллиардов рублей. В частности, почти пять миллиардов РЖД получили от продажи трёх четвертей пакета акций "Первой нерудной компании", более трёх милиардов, продав половину "БэтЭлТранс", два с половиной миллиарда – за три четверти "Вагонреммаша", 555 миллионов рублей —  за 25% компании "Аэроэкспресс".

Старший вице-президент РЖД Валерий Решетников сообщал журналистам, что компания в 2015 году планирует получить от продажи акций "дочек" около 23 миллиардов рублей. Такая значительная сумма может объясняться планами продажи в текущем году 25% акций "Трансмашхолдинга", принадлежащих РЖД. Компания планирует получить за этот пакет не меньше заплаченных ей за акции 9,3 миллиарда рублей

 

Мнение эксперта

"Сапсан"В интервью «Деловым новостям» специалист по международным экономическим отношениям Руслан Булатов выразил свою точку зрения по поводу снижения финансовых показателей РЖД: «Тревогу бьют рано и зря. Сейчас тяжёлые времена для любых компаний – от малых до огромных, и я не думаю, что РЖД пострадали больше всех от таких скачков курса рубля. Нестабильность в экономике рано или поздно сменяется фазой роста, поэтому нет смысла говорить, что потери невосполнимы. В конце концов, основная масса потерянных средств – это всего лишь возросшие выплаты по кредитам, а не резкое снижение пользования услугами компании. Всё это говорит о том, что опасения преждевременны».



Комментарии
{**}