Государство поддержит вагоностроителей

18 марта 2015, 14:57 1221

производство грузовых вагонов

В начале 2015 года производство грузовых железнодорожных вагонов в России упало в среднем на 58,3%. Снижение производства, как сообщали аналитики, было связано с падением спроса на продукцию вагоностроительных заводов.

Нужна поддержка правительства

вагоны РЖДНа отдельных предприятиях падение производства в первые месяцы года достигло критических значение: так, например, согласно недавнему заявлению министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, на Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ) загрузка мощностей упала на 90%. На предприятиях отрасли с угрозой сокращения столкнулись десятки тысяч человек, а тысячи – уже попали под сокращение.

В правительстве стремятся найти способы поддержки вагоностроительных предприятий. Так, Минпромторг планирует выделить из бюджета 2,35 млрд. рублей в 2015 году, которые будут израсходованы на субсидии операторам железнодорожных грузоперевозок для обновления парка вагонов. По существующим оценкам, выделенная сумма позволит реализовать дополнительно 18 тыс. вагонов. Кроме того, поддержка вагоностроителей будет происходить через выделение спецзаказов другими ведомствами: так, по Минфин планирует выделить Минкомсвязи и МВД из антикризисного фонда минимум 2 млрд. рублей на покупку 60 спецвагонов: выполнение заказа предполагается поручить как раз ТВЗ.

Регуляторные меры

Кроме субсидирования, правительство разрабатывает регуляторные меры, призванные поддержать вагоностроителей. Одной из таких мер является предложение о повышении тарифов на эксплуатацию операторами старых грузовых вагонов. Ставку тарифа на эксплуатацию одного вагона, срок эксплуатации которого превышает срок службы, на порожнем пробеге, может быть поднята с 500 до 830 рублей. При этом среднерыночная суточная доходность от одного грузового вагона в России находится на уровне 550 рублей. По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, предложившего эту

меру, такое увеличение тарифа позволит операторам сохранить необходимый денежный поток для кредитных и лизинговых платежей, вместе с тем мягко принуждая их обновлять парк вагонов.

«У нас практически каждый четвертый грузовой вагон – около 300 тысяч – используется с превышением заводского срока эксплуатации и, по всей вероятности, до 2020 года срок службы закончится еще у 100 тысяч вагонов», – приводит ТАСС слова премьер-министра. «Старение парка вагонов ведет к негативным последствиям для экономики, продолжение эксплуатации старых вагонов замедляет развитие производства на вагоностроительных предприятиях», – добавил Медведев.

Комплекс мероприятий

грузовой поездСреди других планируемых мер – ужесточение процедуры допуска к эксплуатации вагонов с истекшим сроком службы. По заявлению главы Минпромторга, государство сейчас не имеет контроля к базе вагонов, допущенных к эксплуатации, что создаёт потенциал для фальсификаций. По словам министра, случаи, когда продление «на бумаге» производиться без учёта реального состояния вагона, исчисляются сотнями. Для решения этой проблемы министр предлагает создание базы данных допуска вагонов на российскую железнодорожную сеть на базе Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Поддержку вагоностроителей планируется осуществлять не только через стимулирование спроса на грузовые вагоны, но и путём ускорения обновления парка пассажирских вагонов. О намерении взять курс на техническое обновление пассажирских железнодорожных перевозок также заявил премьер-министр: «В будущем не должно быть ни неудобных старых электричек, ни старых плацкартных вагонов. Естественно, это процесс, это не одномоментное дело, но очевидно, что пришла пора в целом отказываться от такого рода перевозочных средств».

Мнение эксперта

ЖД вокзалКирилл Масленников, эксперт Центра исследования проблем энергетической безопасности, прокомментировал возможное повышение тарифов для старых вагонов:

Попытки стимулировать спрос на продукцию вагоностроительных заводов через запрет продления службы вагонов фактически является попыткой решить не проблему, а одно из многих её следствий. Проблема – отсутствие экономического роста и рецессия. Проявление – снижение спроса на грузоперевозки,

отражающееся на падении спроса на вагоны. Если спрос будет создан искусственно, то платить за это будут все остальные отрасли – поскольку увеличение издержек для операторов железнодорожных грузоперевозок скажется на росте тарифов на перевозки. По моему мнению, заявленное намерение искусственно поднять тариф на порожний пробег с целью переложить издержки на оператора создаст лишь больше проблем: будут просто приниматься меры по оптимизации графика и маршрутов перевозок для старых вагонов, чтобы искусственно сократить количество суток порожнего пробега – это создаст лишние сложности для РЖД.



Комментарии
{**}