Россияне предчувствуют скачок цен

16 апреля 2014, 08:49 1787

Опрос, проведенный в марте социологами из ВЦИОМ показал, что более 62 процентов россиян обеспокоено ростом цен. Показатель вырос на девять процентов, по сравнению с началом 2014 года, инфляция стала волновать население даже больше, чем проблемы в ЖКХ.

Рост цен всегда беспокоит граждан

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Валерьевич Федоров прокомментировал итоги исследования в интервью агентству «Известия». По его словам, уровень цен всегда отражается на самочувствии граждан и на их ожиданиях: «Уровень цен — это базовая, фундаментальная вещь, которая оказывает влияние на социальное самочувствие россиян. Выросшая обеспокоенность людей хорошо коррелируется с данными экономической статистики, которые говорят, что в марте инфляция действительно достигла 7% в годовом выражении. Поэтому здесь мы видим хороший пример того, что и статистика, и социология показывают примерно одинаковые  результаты», — отмечает он. При этом социолог считает, что внешнеполитические события сдерживают рост пессимистических настроений граждан— Сейчас у нас приподнятое настроение — Крым, Украина — там плохо, у нас — хорошо, мы расширяемся, — и негативный фактор роста инфляции хотя и ощущается, но пока не оказывает влияния на социальное самочувствие россиян в целом, — говорит Федоров.

Делать прогноз невозможно   

С Валерием Валерьевичем также пообщался корреспондент агентства «Деловые Новости». Говоря о проделанной работе, эксперт признал, что прогнозировать развитие общественных настроений в текущей ситуации практически невозможно: «Я не берусь предсказывать. Не факт, что эйфория спадет. Тут развилка, настроения могут выйти на новое плато, а может быть, действительно будет спад. То есть спад тут не однозначно предопределен. В нашей практике мы видели как рейтинги берут новую высоту и надолго удерживаются. Или, наоборот, снижаются и продолжают существовать при низком уровне поддержки. Поэтому делать прогноз – все равно, что гадать на картах «Таро» или подходить с точки зрения астрологии. Все будет предопределять развитие событий – как будут развиваться события в России, как они будут развиваться на Украине и в мире в целом. –акцентирует внимание собеседник «Деловых Новостей».

При этом эксперт допускает крайние сценарии развития ситуации -Возможны сценарии, при которых экономика вообще отходит на второй, третий или десятый план. Например, во времена войн экономика далеко не самый основной фактор. С другой стороны, в спокойные времена, вопросы экономического характера имеют большое значение. Тут все зависит от массы нюансов, так что наши возможности по анализу текущей ситуации намного более широкие, нежели чем по ее прогнозированию.

Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий полагает, что в ослабление российской валюты поспособствовало ухудшению настроений россиян, сообщают «Известия»: «Рост цен в общественном сознании обостренно связан с падением курса рубля. Эта связь существует, но падение курса рубля очень наглядно. И оно создает ощущение тревоги раньше, чем собственно появляются новые ценники. На самом деле рост цен отстает от падения курса, он и должен отставать, что вполне естественно. И цены не повысятся соответственно падению курса рубля, поскольку импорт товаров будет где-то замещаться отечественным производителем», — говорит Кагарлицкий.
Председатель комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский уверен, что граждан не стоит переживать по поводу экономической ситуации: «Никакой проблемы нет. Ничего плохого не предвидится», — подчеркнул парламентарий «Известиям».

Кто виноват в росте цен?

Председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что рост цен вызван недостаточно развитой конкуренцией, сообщает «Российская Газета»: «Федеральных сетей в России мало и вряд ли станет больше. Новых игроков не появляется, в этом основная проблема. Те компании, которые заняли рынок какое-то время назад, часто делают наценку больше, чем нужно, пользуясь своим положением», - отметил эксперт.
При этом, с такой точкой зрения не согласны сами участники рынка. "У торговых сетей цены куда ниже по сравнению с теми же рынками и прочими традиционными формами торговли. Когда в регион выходят крупнейшие торговые сети, цены в регионе снижаются процентов на 15", - заявил «РГ» исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов.



Комментарии
{**}