Путин призвал избавиться от "идеологического мусора" в учебниках истории

20 января 2014, 10:46 1704

единый подход к историиСпустя почти полгода споров и обсуждений политики, историки и преподаватели разработали концепцию единого учебника по истории для школьников. А в четверг, 16 января, обсудили итоги своей работы с президентом. Путин остался доволен и заявил, что школьники должны получать разную оценку на события российской истории. Также президент добавил о необходимости избавиться от "идеологического мусора", которым сейчас так богаты современные учебники по истории. "Ничего нельзя преувеличивать, разумеется. И нос задирать по каждому поводу и без повода. Но объективная оценка может и должна быть дана всему, что сделано нашим народом за предыдущие более чем тысячу лет. И, конечно, история, как и другие гуманитарные предметы, должна учить самостоятельно мыслить, анализировать, сопоставлять разные точки зрения. Но повторю, главная, стержневая линия, которая, на мой взгляд, должна проходить через весь курс преподавания истории; объективность и непредвзятость. Уважение к собственному прошлому и любовь к своей Родине", - заявил Владимир Путин. Призыв к деидеологизации истории со стороны президента был довольно неожиданным, и общественность отнеслась к нему неоднозначно. Если раньше эксперты переживали о том, что подход к истории, с подачи Путина, будет скорее однобоким, то сейчас спорят о том, насколько вообще история может быть отделена от идеологии.

Ученые сомневаются в возможности написания "объективной" истории

учебник историиОбозреватель АиФ Андрей Сидочук в принципе сомневается в необходимости создания "объективной и непредвзятой концепции", основанной "на любви к Родине". "Для нормального историка, как и для любого нормального человека, уважение к собственному прошлому и любовь к родине; вещи само собой разумеющиеся, не требующие утверждения посредством неких концепций. Разумеется, что у курса истории должна быть логика; это тоже не открытие сегодняшнего дня. Возникает логичный вопрос: а для чего тогда в принципе понадобился единый учебник истории? По мнению президента, для того, чтобы избавить школьный курс истории от "идеологического мусора". Но это совершенно невозможно. История без идеологического наполнения; всего лишь некий набор имен, мест и дат. Любой исторический учебник, любое историческое исследование, так или иначе, базируется на некоей мировоззренческой основе, исходя из которой оцениваются те или иные события", - пишет Андрей Сидорчук в своей колонке. С журналистом соглашается и известный учёный Анатолий Вассерман: "Когда Владимир Владимирович говорит о том, что нельзя допустить наличия в учебнике идеологического мусора, то, независимо от того, что он сам вкладывает в эти слова, это может означать одно из двух: либо мы все же упорно пытаемся избежать присутствия в едином учебнике определенной идеологии и подспудно соглашаемся стать жертвами бессознательно внедряемой идеологии (вероятно, недружественной нам), либо мы сознательно решаем не допускать в учебник те деструктивные клише, которые способны здорово повредить стране и народу, и принимаем волевое решение, называем белое белым, а черное черным, тем самым защищая себя от сомнений в том, победители мы или проигравшие. Естественно, лично я предпочту второй вариант", - говорит ученый в интервью изданию "КМ.RU".

Исключительно тоталитарная затея?

государственная комиссияВ блогосфере единого мнения по поводу создания новой концепции преподавания истории для школьников не сложилось. Одни блогеры уверены, что эта идея носит исключительно тоталитарный характер, другие, напротив, говорят о давно назревшей необходимости разработать и внедрить единый подход к истории."Затея с единым учебником истории, конечно, чисто тоталитарная. Если общество не сопротивляется этим планам власти, а академическая наука готова их обслуживать, что она вчера лишний раз продемонстрировала устами господина Чубарьяна и других, - это гибель полноценного гуманитарного знания. Настоящие интеллектуалы участвовать в индоктринации не могут - иначе они превращаются в пропагандистов. Единый учебник истории - это никакое не формирование у учащихся "правильной картины мира" или развитие у них "знаний-умений-навыков". Это индоктринация, пропаганда. И это, конечно, идеологический инструмент таких режимов, как северокорейский, гитлеровский, сталинский. Единый учебник истории и модернизация - вещи совершенно несовместимые. Все это зеркало, поставленное перед нашим обществом. И зеркало это показывает тяжелую болезнь", - крайне критично оценила концепцию Ирина Карацуба в блоге "Свободное место".

Пользователь Борис Якименко замечает, что понятие "деидеологизация" истории общественностью было воспринято не совсем правильно. Объективный учебник по истории невозможен по определению, соглашается блогер. "Важно помнить другое, - продолжает Борис Якименко, - задача историка в том, чтобы искать и находить правду, быть ее хранителем. И предъявлять эту правду обществу. А поскольку общество очень неоднородно, стратифицировано, историк обязан знать, КОМУ, КОГДА и СКОЛЬКО правды он имеет право дать. Как врач, дающий в зависимости от тяжести заболевания, не просто "таблетки", а определенные таблетки, причем одному больному целую, другому половинку, а третьему четверть таблетки. Историк обязан проанализировать способность той или иной части общества (или отдельных людей) к осмыслению этой правды, адекватному восприятию этой правды, если вдруг она не соответствует ожиданиям. Историк не имеет права забывать, что правда должна помогать, должна улучшать, должна лечить, должна восстанавливать справедливость", - рассуждает блогер.

Когда учебник появится непосредственно в школах, неизвестно. Но уже с сентября преподавание истории и все экзаменационные должны быть основаны на принципах новой концепции.



Комментарии
{**}