В системе российского образования грядут очередные перемены

14 января 2014, 09:48 1596

О реформах в системе российского образования не говорит сейчас только ленивый, тем более, что касаются они как средних школ, так и вузов. В школах возвращают сочинение в качестве обязательного выпускного экзамена и  ликвидируют золотые медали.  Вузы ищут новые источники финансирования и хотят сократить число обязательных курсов. Приоритетным направлением развития и высшей, и средней школ является внедрение онлайн обучения. Эксперты и активные пользователи Рунета рассуждают о том, чем грозит широкое внедрение дистанционного обучения традиционному  образованию.

Онлайн обучение выгоднее традиционного

традиционная система образованияРектор ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что к 2020 году дистанционное обучение должно вытеснить заочное. Заместитель главы Министерства образования и науки Александр Климов ещё в октябре 2013 года говорил, что минимум 20 процентов курсов в вузах должны перейти в онлайн.  

"Они (онлайн курсы) должны вытеснить от трети до половины общих курсов, которые читаются в университетах, даже в хороших", - говорит Ярослав Кузьминов в интервью Ленте.ру. "Года через два-три будет следующий этап эволюции, когда университеты поймут, что это вообще колоссальный ресурсный источник: объявляешь, что у тебя есть матанализ или линейная алгебра, экономическая теория и философия, и указываешь онлайн-курсы, которые нужно одолеть, подкрепляешь их обобщающими семинарами с обсуждением квалификационных работ, индивидуальными консультациями. Тогда ты можешь уволить часть тех преподавателей, которые научно непроизводительны, и сэкономить бюджет — инвестировать его в исследования, в привлечение действительно крупных ученых. Это перенесет фокус университета на научную работу и на работу со старшекурсниками.

здание министерства образованияНа самом деле эффект, очень похожий на то, что было в момент появления печатной книги. Раньше образованные люди чем занимались? Они все сидели переписывали. А тут, поскольку вместо длинного ряда монахов-писцов появился один ремесленник с типографской машиной, то бывшие монахи-писцы начали что-то новое сочинять, началась церковная революция, как вы знаете, и вообще, Возрождение началось", - рассуждает эксперт.О необходимости внедрения инноваций  в процесс школьного обучения говорит Петр Щедровицкий, заместитель директора Института философии РАН по научной работе. "Интернет облегчил коммуникацию, сделал образовательные программы доступными для разных слоев общества и помог сформировать эту сферу". "Образование должно быть активным: включать интерактивные учебники, обучающие игры, творческие задания, участие ученика в реальных проектах. Это более плотный, более насыщенный продукт. Он может быть упакован как в очную, так и в дистантную форму, что облегчает его получение".

По словам эксперта, подобный подход полезен ученикам и выгоден педагогам."Если в школе или вузе преподаватель связан традиционной, классно-урочной системой, расписанием и единой программой, то в новой системе у него может появиться несколько десятков или даже сотен клиентов, которые через интернет получают его базовую программу, а он следит за тем, как они выполняют задания, периодически консультируя очно. Сегодня реальностью становятся программы, которые одновременно проходят сотни тысяч учащихся. И если даже разработчик нового содержания обучения или тьютор получит с каждого из своих клиентов по 100 рублей, его зарплата легко может стать сопоставимой с тем, что он получает в том или ином учебном заведении", - говорит Петр Щедровицкий изданию "Взгляд".  

Качество дистанционного обучения вызывает сомнение у россиян

качество дистанционного обучения вызывает сомненияПользователей Рунета новые веяния в образовании скорее настораживают.  С одной стороны, комментаторы отмечают, что дистанционный подход к обучению ответственнее традиционного - студенты самостоятельно находят материалы и учатся организовывать свое время.  "С учетом гораздо меньших затрат на онлайн курсы, гораздо большей эффективности распределения времени студента (не нужно например тратить время на дорогу на очную лекцию и возможность выбрать удобное время для прохождения курса) эффективность онлайн обучения будет выше. Кроме того значительно расширяющийся круг студентов, получающих доступ к образованию, позволит увеличить количество прошедших курс и получивших высокую оценку", - пишет Sergey Mikhaylov. 

С другой стороны, пользователи считают подобный подход к обучению очередным  способом заработать деньги определенным кругом людей. "Ведь имеем же опыт получения высшего образования дистанционно, когда за 3 года, а то и меньше, любой диплом нарисуют, в зависимости от размера кошелька. Все эти суперсовременные методики рассчитаны, в основной массе, на выколачивание денег из родителей, потому что плодятся, как грибы после дождя, а для того, чтобы понять, хорошо это или плохо, нужны годы... Базовое, классическое образование еще никому вреда не приносило. Поломать годами отлаженную работу и систему очень легко (достаточно росчерка пера большого начальника)", - считает пользователь Рунета Ole-Ole.

Американские же исследования прошлых лет показывают, что студент, который  проходит онлайн-курс вместо обычного посещения лекций по той же программе, на экзамене по завершении набирает на 0,3 балла меньше (по 4-балльной шкале). "Студент, прослушавший курс от ведущего профессора, талантливого педагога, будет знать предмет лучше, чем если бы он прослушал тот же курс в соседнем ПТУ. Но он будет знать его хуже, чем если бы посетил этот курс у этого профессора в живую. На мой взгляд, это достаточно очевидный факт, и он не должен вызывать сомнений у людей, ориентирующихся в проблематике. Отсюда легко сделать выводы о нишах традиционного и дистанционного образований", - заключает пользователь Stanislav Aranovskiy.

Составит ли дистанционное образование достойную конкуренцию традиционному, судить пока рано. Количество российских школ и университетов, готовых предоставить подобный вид обучение на данный момент, можно пересчитать по пальцам.



Комментарии
{**}