В Российской Федерации не будет регионов с профицитным бюджетом

12 декабря 2013, 01:09 2926

бюджетный дефицит в регионахВ 2014 году в Российской Федерации не будет профицитных регионов. Такая картина складывается из региональных бюджетов на следующие три года, которые уже приняты в большинстве субъектов страны. Согласно данным, которые приводит ресурс Slon.ru, общий бюджетный дефицит вырастет почти в 10 раз по сравнению с 2013 годом и составит примерно десять процентов от доходов, то есть 678 млрд. рублей. По прогнозам экспертов S&P, суммарный долг субъектов и муниципалитетов в ближайшие несколько лет превысит три триллиона рублей. Хуже всего дела обстоят в Костромской, Белгородской, Вологодской, Астраханской областях, а также в Мордовии и республике Северная Осетия.

Даже экономически успешные субъекты, которые, традиционно, выступают финансовыми донорами, будут иметь нехватку средств. Это произойдет за счет перераспределения доходов в менее процветающие регионы. Директор по региональным и муниципальным финансам S&P Борис Копейкин высказал точку зрения, согласно которой некоторые регионы все же смогут оптимизировать свои показатели: "Региональные и муниципальные органы власти с более высокими показателями благосостояния, многие из которых имеют рейтинги S&P, теоретически могут поддерживать свои финансовые показатели при наличии способности принимать меры, хотя и болезненные, по сокращению расходов и одновременно осуществлять взвешенное управление долгом и ликвидностью".

часть доходов будет передаваться из богатых регионов в дотационныеНаучный руководитель РЭУ им. Плеханова Валентей Сергей Дмитриевич подробно рассказал агентству Делоновости о причинах дефицита и о способе исправить ситуацию: "Проблема более чем серьезная, потому что даже такие продвинутые регионы, как Калужская область, Татарстан и другие набирают долги, причем долги некоторых субъектов сегодня уже приближаются к ста процентам бюджета. Вопрос этот, практически, не исследован. Пока можно высказывать лишь предположения о том, что произошло, это потребует анализа.

Система межбюджетных трансфертов, которая существовала до сих пор, себя практически исчерпала. Задача этой системы
трансфертов состояла в том, чтобы передавать часть доходов из богатых регионов в дотационные. Эта модель была введена в условиях кризиса. Тогда мы были близки в ряде регионов к ситуации социального взрыва и эту задачу эта модель решила. Но, выполнив эту задачу, она затруднила решение другой– повышения заинтересованности руководства регионов в в России не будет профицитных регионовзарабатывании денег, то есть использовании собственных ресурсов для развития экономики. Ситуация, когда регион все больше зарабатывает и у него все больше забирают, она делает неинтересным сам процесс зарабатывания.

Задача, которую ставило перед собой министерство финансов – формирование единой модели межбюджетных отношений для всех субъектов федерации. Чисто теоретически это понятно. Практически же это неоправданно, поскольку регионы разные, на их развитие влияют разные факторы, оказывают влияние разные факторы роста. По этой причине модель не сработала, она превратилась в свою противоположность. Она стала индивидуальной практически для каждого субъекта Федерации. То есть от единой модели, которая правильная по замыслу, мы пришли к ассиметричной модели межбюджетных отношений, которая не саморегулируется, а регулируется методом ручного управления. В этой связи возникает необходимость перехода к другой модели межбюджетных отношений. Видимо, к ассиметричной модели, когда регионам с различным уровнем развития будут предложены на выбор новые схемы, основанные на принципе: чем большей свободой ты обладаешь, тем больше ответственности несешь".



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}