ВЭБ инвестирует 100 миллиардов рублей в проект РЖД Москва–Казань

24 июля 2014, 09:03 2733

СапсанКомпания «Скоростные магистрали», «Скоростные магистрали», являющаяся «дочкой» ОАО «РЖД» смогут получить от Внешэкономбанка сумму в размере 100 миллиардов рублей на строительство высокоскоростной железной дороги Москва – Казань, строительство которой изначально планировалось завершить к чемпионату мира по футболу 2018 года. На сегодняшний день строительство приостановлено и существует вероятность, что проект не будет закончен в срок. Данная железная дорога на сегодняшний день не является приоритетным инвестиционным проектом, однако и откладывать дело в долгий ящик тоже было бы неправильно.

Согласно инвестиционному меморандуму РЖД, который был представлен в феврале 2014 года, стоимость всего проекта ВСМ Москва–Казань РЖД оценивает в 1,068 трлн рублей. Предполагается, что государство профинансирует около 70% проекта. Так, невозвратная часть госфинансирования составит 380 млрд рублей, кредитные средства Фонда нацблагосостояния — 150 млрд рублей, Пенсионный фонд России — еще 139 млрд рублей. Объем вложенных средств самой РЖД составит порядка 31 млрд рублей. С помощью кредитов планируется привлечь еще 225 млрд рублей, еще 100 млрд рублей, как ожидается, привлекут с помощью выпуска инфраструктурных облигаций. Объем частных инвестиций, составит примерно 43 млрд рублей. Таким образом, ВЭБ может покрыть весь необходимый объем финансирования, планируемый привлечь за счет выпуска инфраструктурных облигаций.

Банк работает, несмотря на трудностиСапсан

Внешэкономбанк готов выделить на проект сто миллиардов рублей, что составляет примерно 10% от общей стоимости проекта, даже несмотря на очевидные проблемы банка. Во-первых, пенсионная реформа привела к тому, что  с 2014 года банк перестал получать дополнительные отчисления с накопительной части пенсии, поскольку мораторий на формирование накопительной части был введен на весь год. Это резко сократило приток средств в банк и ослабило его позиции. Во-вторых, ВЭБ попал под санкции, инициированные США, а это значит, что его и без того шаткое положение ухудшилось.  Впрочем, как известно, в ближайшее время ожидается докапитализация Внешэкономбанка с вливанием в него еще порядка двухсот миллиардов рублей. Этот шаг можно рассматривать как превентивную антикризисную меру, которая нацелена на укрепление устойчивости банка.

В последний раз Внешэкономбанк осуществлял крупное инвестиционное вливание в олимпийскую стройку, тогда сумма составляла более 240 миллиардов рублей. По нескольким кредитам, которые в сумме составляют около 190 миллиардов рублей, правительство предоставило инвесторам отсрочку на два года, а также утвердило схему предоставления Внешэкономбанку таких субсидий, которые должны компенсировать банку из бюджета потери по олимпийским кредитам на сумму порядка 10 миллиардов рублей.

Оценил ситуацию в интервью агентству «Деловые Новости» аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко: «Внешэкономбанк не является коммерческим банком, это структура, которая создана специально для развития и финансирования ключевых инфраструктурных проектов на территории Российской Федерации, основной его принцип – это безубыточность, но никак не формирование прибыли. Обычные банки рассматривают инвестиционные проекты с целью заработать, а для инфраструктурных банков главное – безубыточность. Если будет прибыль, это хорошо, но не принципиально. Инфраструктурные проекты не интересны коммерческим банкам, поскольку не приводят к быстрому возврату капитала, а это определенно недостаток. Средства могут быть заморожены и банки не смогут ими распоряжаться. Для небольших банков это просто недопустимо, а что касается крупных, то риски высоки и для них. Внешэкономбанк – это, в первую очередь, банк развития, а это значит, что он должен и будет заниматься подобными проектами».

Таким образом, Внешэкономбанк продолжает активно участвовать в инфраструктурных инвестиционных проектах несмотря на ряд сложностей, которые он испытывает в связи с издержками законодательства и международной обстановки, а правительство следит за тем, чтобы банк оставался на плаву и поддерживает его с помощью субсидий и финансовых вливаний.



Комментарии
{**}