Закономерный конец авиакомпании «Татарстан»?

26 ноября 2013, 11:36 2828

Страшная катастрофа самолета в Казани неожиданно проявила нелицеприятные факты, сопровождающие работу авиакомпании, которой он принадлежал. Даже возникли обоснованные подозрения, что «Татарстан» доживает последние дни. Разумеется, окончательную точку должно поставить начатое следствие, но и всплывших фактов достаточно, чтобы поставить целый ряд очень неудобных вопросов.

Регулярные ЧП – это закономерность работы?

катастрофа в КазаниС 1999 года, когда «Татарстан» вышел на рынок, авиакомпания успела обслужить миллионы пассажиров. Вначале это были исключительно внутренние рейсы, но постепенно были открыты и зарубежные маршруты. Казалось бы, единственная катастрофа не должна подорвать репутацию перевозчика, однако не все так просто.

Мелкие чрезвычайные происшествия, которые сопровождали работу «Татарстана» постоянно, просто ранее умалчивались. Это и экстренные посадки самолетов (кстати, того же разбившегося «Боинга-737»), и задержки рейсов из-за срочных ремонтов. Пассажиры регулярно жаловались на непонятную вибрацию и тряску, которую в компании объясняли обычной турбулентностью.

Кстати, еще в прошлом году «Татарстан» должен был исключить из своего авиапарка все «Боинги-737», однако не сделал этого. Просто национальный перевозчик настолько задолжал кредиторам, что не мог тратиться на новые самолеты, поэтому ставил на рейсы те, что имелись. Естественно, второй «Боинг» сразу после катастрофы был от полетов отстранен, но жизней погибших этим уже не вернуть.

Но это не единственная проблема с самолетами, ведь у авиакомпании есть еще четыре списанных борта, которые продолжают активно эксплуатироваться. Кроме того, «в активе» казанских перевозчиков есть старый Ту-154 и купленный в позапрошлом году Airbus A319.

«Аэробус» не далее как в октябре пережил ЧП при совершении рейса в Анталию. В ходе полета была выявлена утечка масла в двигателе, который в итоге отказал. Самолет совершил аварийную посадку в Самаре на одном моторе. Присланный взамен Ту-154 экстренно латали в течение десяти часов, прежде чем рискнули отпустить в Турцию. Специалисты давно удивляются, что рухлядь, списанная в других странах, охотно приобретается российскими компаниями и продолжает эксплуатироваться.

Закономерные проблемы

конец компании ТатарстанВ отделе реализации билетов сообщили, что напуганные катастрофой граждане стали массово избавляться от билетов, прежде всего, на рейсы «Татарстана». Под шумок пострадали и другие перевозчики, причем не спасает положение и экстренное падение цен на перелеты. Сегодня добраться в Москву бизнес-классом из Казани стоит порядка 2,5 тысяч (как на поезде), однако желающих немного.

Что касается самого «Татарстана», то здесь незавидное положение не только с самолетами, но и с финансами. Денег не хватает не то что на обновление парка машин, но и на самые насущные потребности. Почти триста миллионов должны перевозчики родному аэропорту за обслуживание, один из кредиторов вообще собирается обращаться в суд. Согласно полученной информации, ему за ГСМ задолжали более 31 миллиона. Здесь уже может идти речь о банкротстве компании.

Руководитель компании Аксан Гиниятуллин заявляет о стабильном финансовом положении. Хотя и он признал долги за топливо и обслуживание, а также невыплаченные зарплаты сотрудникам. По-видимому, руководству осталось полагаться только на помощь властей. Получат ли они ее в свете последних событий, неизвестно. Пока мы ожидаем вердикта о причинах катастрофы.

Основные версии произошедшего

"Татарстан" должен был исключить все Боинги-737В настоящий момент эксперты рассматривают несколько причин падения самолета: ошибка диспетчеров или пилотов, неисправность техники, погодные условия. Причем Аксан Гиниятуллин упор делает на человеческий фактор, как наиболее выгодную для «Татарстана» версию. Он, к примеру, рассказал на пресс-конференции, что пилоты «Боинга-737» якобы не имели достаточного опыта маневрирования. Но реальный налет экипажа опровергает эти слова: командир налетал 2,5 тысячи часов, а второй пилот – почти две.

Напомним, что лайнер упал в аэропорту Казани в 19:25 МСК 17 ноября, совершая рейс из Москвы. Он упал вертикально вниз с предполагаемой скоростью 450 км/ч и мгновенно взорвался, похоронив тем самым 50 человек, из которых 44 – пассажиры, а 6 – экипаж. В процессе захода на посадку Рустем Салихов (командир самолета) сообщил в диспетчерскую, что лайнер имеет непосадочное положение, и попросил разрешения зайти на второй круг. Буквально спустя несколько секунд произошла катастрофа.

Только после полного анализа событий и расшифровки записей «черного ящика» достоверная картина случившегося будет восстановлена. Не сразу была найдена речевая капсула, которая в результате взрыва была выброшена из самописца и частично повреждена. Сегодня она передана в Москву.

То, что возникли проблемы технического характера, эксперты уже предварительно установили. Косвенно этот факт подтверждается и экстренной заменой рейсового лайнера. «Боинг-737» перед вылетом просто не успели проверить на готовность к полету.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}