История банкротства GM

18 ноября 2013, 14:58 3634

Только недавно стали известны подробности одной из самых громких историй банкротства последних десятилетий. Американского автогиганта General Motors спасали с привлечением лучших экспертов современности. Один из них, Джей Аликс, рассказал, как это происходило. И почему Барак Обама, который ставит спасение GM себе в заслугу, тут совершенно ни при чем.

Официальная и реальная история банкротства

банкротство компанииНовости в течение нескольких месяцев практически не отличались от некрологов, настолько многие были уверены, что GM рухнет со дня на день. И основания для мрачных прогнозов были вполне реальными. Уже прекратили существование или доживали последние минуты такие гиганты как Lehman Brothers, AIG, Bear Stearns, Citibank и Merrill Lynch.

История банкротства корпорации GM оригинальностью не отличалась. Продажи новых машин просто остановились, банально кончались на счетах деньги. К концу первого года кризиса сумма убытков составляла $30,9 миллиардов. Рик Вагонер, один из руководителей компании, попытался получить государственную помощь. С этого момента и начинаются расхождения в интерпретации дальнейшего.

Да, правительство произвело беспрецедентные вливания в ценные бумаги GM. Но власть заслуги по оперативной реструктуризации и реструктуризации приписывает себе, полностью переиначив историю банкротства. Якобы Обама собрал команду финансистов во главе со Стивеном Раттнером, а та разработала оригинальный план спасения. Был по-новому применен Кодекс о банкротстве, активы разделены на убыточные и прибыльные, выделены деньги.

Джей Аликс рассказывает, что все было наоборот. План, который спас не только GM, но и все американское автомобилестроение, родился внутри корпорации. Правительство только профинансировало его, причем еще до того, как Обама стал президентом США.

Как возникла оригинальная идея спасения

Участие в истории банкротства самого Джея Аликса началось в ноябре 2008. Тогда на встрече с Вагонером он предложил свой план. До этого им уже выполнялся ряд заказов корпорации, в том числе он два года был исполняющим директором одной из ее компаний. Понимая, что в условиях отсутствия денег крах неизбежен, Аликс придумал провокационную идею.

Он предложил разделить бизнес на две части: новую компанию (NewCo) с самыми прибыльными подразделениями и лучшими брендами и старую (OldCo), которая выполняла бы роль балласта. В OldCo нужно было включить те структуры, которые были отягощены наибольшим количеством долгов. А саму историю банкротства необходимо было начинать только после завершения реструктуризации, чтобы завершить процедуру буквально в несколько дней.

Для осуществления замысла и получения правительственной поддержки предлагалось применить 363 раздел специального Кодекса. Он позволяет распоряжаться активами в подобных случаях. Правда, обычно он применяется немного по-другому, целиком фирмы раньше так никто не продавал. Чтобы минимизировать потери, сопровождающие истории банкротства (претензии кредиторов, иски, падение акций), необходимо было не только сохранить информацию о намерениях в тайне, но и осуществить все предельно оперативно.

Вагонер предложил Аликсу детализировать эту идею, чтобы использовать в качестве альтернативного варианта. И с начала декабря 2008 года тот по 18 часов разрабатывал подробнейшие предложения, копался в документах и определял активы для NewCo. Альтернативой была полная ликвидация GM, для которой уже подготавливался отдельный сценарий с помощью Харви Р. Миллера, партнера Weil, Gorshal&Manges. Именно он перед этим участвовал в ликвидации Lehman Brothers.

Конечно, руководство автогиганта надеялось на лучший исход, причем несколько членов администрации тогдашнего президента Джорджа Буша обещали помощь и финансовую поддержку. Но только на словах. Некоторые политики стали требовать отставки Вагонера, правительство совсем прекратило переговоры о поддержке отрасли и компании. Денег осталось всего на 2 недели.

История банкротства General Motors грозила превратиться в беспорядочный процесс уже в декабре 2008 года. Времени на подготовку уже не оставалось, и тогда Вагонер решил представить на заседании правления план Джея Аликса.

Так еще никто никогда не делал

мнение Харви Р. МиллераИменно этими словами отреагировал Миллер на предложение реализовать план NewCo. Большинство юристов также высказались против, заявляя, что суд на предлагаемую процедуру не согласится. Некоторые директора оценили план, как пустую трату времени и ресурсов. Но нашлись и сторонники креативной идеи, готовые рискнуть.

Правительство оказалось в настоящем восторге от предложенной истории банкротства, ведь там самым сохранялся на плаву один из флагманов американской экономики. В итоге, спустя несколько недель напряженной работы, было принято решение отказаться от убыточных брендов (Pontiac, Hummer, Saab), чтобы сохранить перспективные (GMC, Chevrolet, Buick и Cadillac).

Были выделены $45 миллиардов из бюджета – и компания General Motors была спасена. На момент объявления о финансовой несостоятельности у NewCo было $82 миллиарда активов, началась новая жизнь корпорации GM.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}