Что будет с акциями Facebook

19 июня 2013, 19:30 5582

Неладное продолжает твориться с акциями Facebook на фондовой бирже Nasdaq. По результатам майских торгов тенденция постоянного их понижения продолжилась (они подешевели почти на два процента). В итоге за год с момента первичного открытого размещения стоимость компании сократилась ровно на треть.

История капитализации соцсети

история капитализации соцсетиНа первых торгах 18 мая прошлого года, в которых участвовали ценные бумаги популярной соцсети, случился скандал, причем не один. Вначале из-за программного сбоя было отложено начало торгов. Причина лихорадки компьютерных систем состояла в многократных отменах заказов и многочисленных обновлениях.

Вначале акции Facebook резко подорожали, затем вернулись на заявленные $38 за единицу, и стали неуклонно падать, причем этот процесс начался уже на следующий день. Почти за неделю они потеряли четверть своей стоимости, а уже 23 мая инвесторы подали на руководство компании иск за неудовлетворительный первичный запуск (IPO).

Дело в том, что первоначально акции Facebook планировалось выпустить на торги со стартовой ценой 28-35 долларов. Однако в расчете на резкий рост и высокую прибыль инвесторы устроили настоящий ажиотаж. Поэтому руководство компании приняло решение об увеличении капитализации и запуске бумаг по $38. Более того, их количество составило на 25% больше запланированного.

Одновременно организаторы дали пониженные прогнозы ожидаемой выручки, причем данная информация попала исключительно к крупным вкладчикам, минуя остальных. Причиной падения называлась и некоторая переоценка акции Facebook банками. В итоге компания поставила рекорд Соединенных Штатов, разместив на фондовом рынке сразу почти 570 миллионов акций, но существенно подпортила репутацию.

За прошедший год с момента размещения бумаги соцсети достигли двух пиковых показателей стоимости. В июне проявился локальный максимум цены, который составил $38, но продлился очень недолго. Минимальные деньги (17,7 доллара) за акции Facebook предлагались на сентябрьских торгах, что было более чем вдвое ниже стартовой цены.

Что происходит сегодня

Цукерберг и его команда пытаются исправить ситуациюОптимистические ожидания вкладчиков пока не оправдываются. СМИ неоднократно писали о существующих проблемах соцсети, падение прибылей в разы, сокращении доходов от рекламы. Все это неизбежно отразилось на ее капитализации.

Марк Цукерберг и его команда пытаются исправлять ситуацию еще с осени, прежде всего, это коснулось развития сервисов соцсети и их монетизации. Уже в первый месяц года акции Facebook ответили некоторым ростом до $32 за штуку, вкладчики вновь поверили в перспективы своих инвестиций. Однако уже через несколько месяцев оптимизм стал иссякать, потому что к концу мая ценные бумаги компании котировались по стоимости, на треть меньшей от первоначальной.

Ситуация с капитализацией социальной сети сегодня характерна для многих проектов Кремниевой долины. Так, стоимость Apple еще в прошлом году упала на 20%, а сейчас – почти на 40%. Хотя отличительной чертой создателей iPhone был стабильный рост много лет подряд. В отличие от Apple, на акциях Facebook удалось заработать немногим. Даже при рыночном буме, позволившем получить дивиденды многим конкурентам (к примеру, Google вырос на 45%), компания свои шансы не реализовала.

Отчет компании за деятельность в первом квартале стала неожиданно лучше прогнозных показателей, однако недостаточной для бизнеса, который еще год назад стоил $100 миллиардов. Да, общая выручка поднялась почти до полутора миллиардов (на 38%), однако ее в основном принесла сама соцсеть, а не мобильные приложения, на которые рассчитывал Цукенберг. Монетизация продолжает буксовать.

Что ожидает акции Facebook в ближайшей перспективе?

что ожидает акции FacebookВопрос очень сложный, так как бумаги компании продолжают оставаться непредсказуемыми и слабо ликвидными. Руководство мучительно пытается монетизировать все, что возможно (к примеру, недавно внедрена реклама в новостную ленту), привлечь перспективных контрагентов, пугая недоступностью партнеров ниже рангом.

Пока незаметно четкой стратегии, зато частые рекламные нововведения начинают отпугивать пользователей соцсети. Конечно, Цукенберг не может не опасаться резкого недовольства повышенной коммерциализацией своей сети, поэтому старается ублажить пользователей новыми сервисами. Примером такого сервиса стал Graph Search, однако монетизировать его пока нереально. Провальным может оказаться проект мобильной операционки Facebook Home.

Компания отдает отчет о существующих проблемах на рынке. Однако, похоже, что там не понимают, как поднять акции Facebook в обозримой перспективе. Громкие заявления о том, что позиции проекта с миллиардом пользователей несокрушимы, а все проблемы временные, вызывают все меньше доверия у вкладчиков.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}